Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.
На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нем учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы,
которые дает ему руководитель и рекомендации, которые он получает на инструктивных совещаниях. Дневник ведется в любой свободной форме, удобной для учащегося. Учащиеся должны приучаться вести необходимую документацию по ходу работы, которая потребуется при написании письменной части проекта (отчета). Ведение документации будет дисциплинировать авторов проектов, помогать держать в поле зрения главную цель их работы.
«Проектное
обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет
сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного
участия.» В. Гузеев
Гурина О.А. При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, в которых реализуются возможности рефлексии, хотелось бы уделить внимание проектной деятельности.
Разработанный ещё в первой половине ХХ века метод проектов актуален в настоящее время, потому что сегодня необходима переориентация обучения: вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Артемьева Ирина Викторовна, учитель начальных классов МОУ-СОШ №13 г. Александров, Борисова Елена Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №11 г. Струнино Александровского района
Для понимания специфики метода социально-образовательных проектов необходимо различение следующих форм как разных, реализуемых в настоящий момент в образовательных учреждениях:
Баринова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов Малявина Екатерина Олеговна, учитель начальных классов Кувшинова Наталья Николаевна, учитель начальных классов