Обобщение опыта педагогической деятельности на муниципальном уровне (2008)
Описание системы работы
Почему считаю изучение родного края очень важным?
Наша страна огромна. И обычно в школах учат историю и природу России в целом. Поэтому наши дети хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события. И при этом подчас плохо – историю своего поселения (городка, посёлка, района). Считаю, что необходимо так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш город, наш район, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. И от этой малой Родины перейдёт на всю большую страну.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда хорошо знаешь край, в котором живешь, сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
Г. Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».
Обучая детей различным предметам, стараюсь на каждом уроке использовать краеведческий материал. Это помогает проводить уроки более содержательно, интересно.
К. Д. Ушинский рекомендовал начинать знакомить детей с миром с изучения природы родного края, воспитывать у детей «инстинкт местности». Краеведческий материал помогает лучше понять взаимосвязь всех процессов и явлений в окружающем мире, он несёт в себе первичную информацию о природе и стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе и были направлены на сохранение равновесия внутри её и в её отношениях с обществом. Эти идеи выражены в правилах взаимодействия человека с природой и отражаются в содержании легенд, народных сказаний. Именно такой материал создает предпосылки для формирования таких ценных качеств, как достоверность происходящих процессов в природе, ощущение своей причастности к природе и культуре родного края и Земли в целом, а также воспитание любви к нашей Родине.
В положении закона Кабардино-Балкарской республики об образовании и культуре подчеркивается, что основной формой воспитательной деятельности в системе образования КБР является воспитывающее обучение с использованием нравственного потенциала культуры, литературы, истории, традиций и обычаев народов. Стараюсь, чтобы в ходе занятий дети не просто получают информацию о родном крае, а каждый ребенок оказался поставленным в одну из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных смысловых позиций:
- исследователя;
- творца (художника);
- защитника (покровителя).
Принимая одну из этих позиций, ребенок вынужден самоопределяться и задача педагога помочь в этом, то есть дать ребенку адекватные культурные (интеллектуальные и художественные) средства выражения его отношения к тому, что его окружает, что он видит и с чем встречается, путешествуя по своему родному краю. Разнообразный материал, используемый в ходе урока, является началом творчества не только для ученика, но и для каждого учителя. Ведь только творческий подход учителя может разнообразить урок, проявить оригинальность мысли и индивидуальность в использовании краеведческого материала. Поэтому использование краеведческого материала, а также выбор материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими, увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.
В краеведении заложен огромный потенциал формирования гражданского сознания. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Главная цель современного краеведения – охрана и восстановление исторических и природных памятников, благоустройство территорий, возрождение народных промыслов, изучение истории семьи.
По мнению Хан – Гирея, история народов есть предмет важный. Его изучать не только любопытно, но даже необходимо, чтобы иметь об них удовлетворительные понятия.
Думаю, что каждому любознательному и образованному человеку обычно небезразличны сведения о тех местах, где он родился, живет, о людях, которые прославили край, об их делах и судьбах, а, следовательно, о достопримечательностях, памятных местах и событиях этой местности. У каждого человека есть в жизни своя малая родина, милее и ближе которой нет на всем белом свете. Сегодня ученые доказали, что ностальгия (тоска по родине) это не выдумка досужих интеллектуалов, а вполне конкретное психическое состояние, связанное с длительным вынужденным проживанием в чужой природной и социальной среде, без возможности вернуться на родину. Об этом рассказываю детям на уроках и классных часах при любой возможности.
Часто говорю учащимся, что нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни, будучи взрослым и имея такую возможность, не приезжал в то место, где он родился и провел детские годы. Людей тянет туда, чтобы еще и еще раз увидеть до боли знакомые места, пройтись по своей улице, постоять на закате у околицы, поклониться дорогим могилам предков. Ведь судьба каждого человека подобна огромному дереву, прорастающему из малюсенького семечка прошлого. Знания о прошлом необходимы нам также, чтобы лучше узнать себя, свой характер, национальные особенности.
Убеждена, что знать историю родного края должен каждый. Вот поэтому краеведческий материал систематически включаю в учебный процесс, внеклассную работу. Мною накоплен богатый дидактический материал к урокам русского языка, математики, литературного чтения, риторики и т.д.
Это пословицы и поговорки, легенды и сказания о родном крае, загадки адыгов, русские народные сказки и загадки, произведения поэтов и писателей Кабардино-Балкарии, которые являются прекрасным материалом при проведении минуток чистописания на уроках русского языка, речевых разминок на уроках риторики и литературного чтения, используются на всех этапах уроков природоведения, чтения, развития речи.
Для того, чтобы в занимательной форме познакомить детей младших классов с природой родного края, историей, культурой и бытом народов, живущих на этой земле, мною разработано методическое пособие, включающее серию интеллектуально-познавательных игр «Поле чудес» «Мой край - Кабардино-Балкария». Для учащихся 1-4 классов предназначен и небольшой сборник задач на основе краеведческого материала (Гондак О.В., Гондак Е.А. Кабардино-Балкария в играх и задачах: Интеллектуально-познавательные игры «Поле чудес» «Мой край – Кабардино-Балкария!» для младших школьников. Сборник задач по математике на основе краеведческого материала. - Нальчик: «Полиграфия», 2008.)
Кроме чисто познавательного собранный материал имеет важное воспитательное значение, так как способствует формированию патриотических чувств, показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры народов Кабардино-Балкарии.
Краеведение – это также и кропотливая работа, носящая исследовательский характер. Изучая книги, документы, письменные свидетельства, мы открываем новые страницы в истории родного края.
Согласна с академиком Д.С. Лихачёвым, который отмечает очень важную особенность краеведения: "Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень".
Используя в своей деятельности различные способы организации краеведческой деятельности, стараюсь вовлечь детей в творческий поиск, сформировать у них устойчивый познавательный интерес. Велика роль краеведения в экологическом воспитании. Природа рассматривается как целостный живой организм. Изучение родного края неразрывно связано с исследовательской работой.
Два года подряд учащиеся класса принимают участие в республиканских краеведческих конференциях, в чтениях научного общества учащихся «Альфа», Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»:
08.12.2007 - «Моя малая Родина» - 4 ученика. Награждены грамотами Республиканского детского эколого-краеведческого центра МОН КБР за любознательность и активный личный вклад в изучение своей Республики.
2007-2008 - Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». 7 учащихся награждены дипломами, каждый из них получил книгу с кратким описанием работ, присланных на фестиваль, и 3 компакт-диска с полными версиями всех работ учащихся. Работы размещены также на сайте фестиваля: http://portfolio.1september.ru
20.02.2008 – Районные научно-практические чтения «Юниор» ИОУ «Альфа» в 2007-2008 учебном году. 11 учащихся выступили с двумя исследовательскими работами:
«Ох уж эти комары» - 2 место;
«Влияние алкоголя на развитие организма» - 2 место.
29.11.2008 – Республиканский конкурс «Мой край – Кабардино-Балкария» - 8 учащихся. Награждены грамотами Республиканского детского эколого-краеведческого центра МОН КБР за любознательность и активный личный вклад в изучение своего края и успешное выступление на Республиканском конкурсе.
13.02.2009 - Районные практические чтения «Юниор» ИОУ «Альфа» - 9 человек. Были представлены работы:
«Растения и животные – синоптики»;
«Растения школьного двора. Аптека под ногами» - 3 место.
2008-2009 - Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» - 15 учеников.
Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.
Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие", – говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих вместе.
Краеведение помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города.
Ни у кого не вызывает сомнений утверждение, что необходимое нашей стране возрождение духовности возможно только при условии глубочайшего изучения истории Российского государства и вместе с этим прошлого своей малой родины.
Таким образом, краеведческий материал является средством всестороннего развития учащихся.
Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оное есть постыдное малодушие", – говорил А.С. Пушкин. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих вместе.
Краеведение помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, развитию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города.
Ни у кого не вызывает сомнений утверждение, что необходимое нашей стране возрождение духовности возможно только при условии глубочайшего изучения истории Российского государства и вместе с этим прошлого своей малой родины.
Таким образом, краеведческий материал является средством всестороннего развития учащихся.