Суббота, 18.05.2024, 19:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои выступления [14]
К педсовету [47]
Материалы к выступлению
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады » К педсовету

Организация проектной деятельности как средство формирования и развития личности младших школьников
Разработанный ещё в первой половине ХХ века метод проектов актуален в настоящее время, потому что сегодня необходима переориентация обучения: вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Кроме того, проектная деятельность позволяет приобрести знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнали, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, как актуальная необходимость, до сих пор ещё не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Проектом могут назвать работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой работы. В резолюции I Всероссийской научно-практической конференции "Наша новая школа: грани совершенствования”, которая проходила в декабре 2010г в Москве среди проблем, стоящих перед современной школой была выделена проблема отсутствия нормативно правовой базы, методического и кадрового обеспечения для организации и реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Поэтому готовясь к конференции, мы отдавали себе отчет, в том, что на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по предмету проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы понимаем, что проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Мы будем опираться на имеющийся личный опыт по организации проектной деятельности в начальных классах и опыт коллег, методистов, опубликованный в педагогической литературе, Интернете. Первое, на что хочется обратить внимание, это на способ выбора темы проекта. Важно, чтобы выбору темы проекта предшествовала "вспышка интереса”, как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте. "Исходи из ребенка”- старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве "проектных”, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребёнок - тем проще проект. Ученик должен отчётливо представлять не только задачу, но и, в основном, пути её решения. Поэтому, на первых этапах организуя проектную деятельность, темы проектов детям предлагает учитель. В основном она касаются вопросов школьной программы, их основная цель: углубление знаний по данному вопросу. И лишь, когда дети в достаточной мере осваивают проектную деятельность, темы проектов выбирают они сами. При организации проектной деятельности важно грамотно распределить роли субъектов – участников: учителя, учащихся, родителей. Проектная деятельность превращает учителя из носителя готовых знаний в организатора познавательной деятельности своих учеников, готового к постоянной консультативной помощи, способного осуществлять индивидуальный подход на любом этапе проектной деятельности. Именно учитель помогает определить цель деятельности, рекомендует оптимальные источники получения информации, предлагает возможные формы работы и содействует прогнозированию результата, создает условия для активности учащихся и помогает оценить получившийся результат, выявить недостатки. Одна из сложных задач учителя – научить детей конструктивно относится к критике со стороны остальных участников и с пониманием принимать наличие многих точек зрения на решение проблемы. В ходе организации проектной деятельности учитель не должен сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно, он должен избегать прямых инструкций, учить детей прослеживать дальнейшие связи, анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию Учащиеся же работая над проектом должны чувствовать, что это их работа, их создание, их изобретение, реализация их собственных идей и замыслов. Они самостоятельно определяют цель своей деятельности, открывают новые знания и способы деятельности, экспериментируют, выбирают пути решения поставленных задач. При этом являясь субъектом деятельности, они не несут ответственность за полученный результат и ход работы. Роль родителей в данном случае заключается в проявлении заинтересованности, как важнейшего фактора поддержания мотивации учащихся, кроме того, они могут помочь советом, поделиться информацией по интересующей теме. Но главное родители должны (как бы им не хотелось помочь) обеспечить самостоятельность школьников, чтобы проектная деятельность школьников не превратилась в проектную деятельность их родителей. Первый этап работы над проектом – подготовительный или вводный. На данном этапе выбирается тема, она конкретизируется, определяются ее цели, формулируются задачи. Следующий этап – поисково-исследовательский. Учащиеся с помощью учителя и родителей определяют источники информации, которые могут быть им полезны, планируют способы сбора и анализа информации, в случае необходимости проводят эксперименты (при этом нельзя забывать о необходимой технике безопасности), собирают и систематизируют полученный материал. Поисково-исследовательский этап сменяется трансляционно-оформительским. На этом этапе происходит анализ полученной информации, и формулируются выводы. Желательно проведение предварительной защиты проекта (предзащита) после которой проект дорабатывается с учетом замечаний и предложений. Последний этап работы над проектом – заключительный. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее авторов, которую они приобрели в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры – важнейший социальный навык. Защита проекта, как правило, длится не более 7-10 минут. За это время необходимо рассказать о работе, ее самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у учащихся возникает новая проблема, которая формируется в тему нового проекта. Данные этапы работы над проектом очень наглядно можно продемонстрировать в следующей таблице. Этапы работы над проектом Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей 1. Подготовитель ный или вводный Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; - создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Пробуждает у учащихся интерес к теме проекта (вспышка интереса). Помогает сформулировать: • проблему проекта; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе темы; в формулиров- ке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. 2. Поисково-исследователь-ский Цель – пошаговая разработка проекта с указанием результатов и сроков. Задачи: - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, сроков презентации; - распределение задач (обязанностей) между членами группы. -систематизация Полученного материала. Направляет процесс поиска информации учащимися ( при необходимости помогает определить круг источников информации). Предлагает учащимся: • Различные варианты и способы систематизации собранной информации; • Организовать группы • Распределить роли в группах; • Спланиро-вать деятель- ность по решению задач проекта; • Продумать возможные формы презента-ции результатов проекта; Формирует необходимые специфические умения и навыки. Осуществляют: • Поиск, сбор, систематиза-цию и анализ информа-ции; • Разбивку на группы; • Распреде-ление ролей в группе; • Планиро-вание работы; • Выбор формы способа презента-ции предпола-гаемых результа-тов. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Консультиру-ют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. 3. Трансляционно-оформительский Цель – разработка проекта. Задачи: - самостоятель-ная работа учащихся по своим индивидуаль-ным или групповым задачам проекта. - промежуточ-ные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях - анализ и синтез - формулирова-ние выводов. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, направляет процесс анализа. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, выясняют причины успехов, неудач. Делают выводы. Наблюдают, советуют. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов проектной деятельности Помогают в обеспечении проекта. Мотивируют учащихся, создают чувство успеха. 4. Заключитель-ный Цель – демонстрация материалов, представление результатов, защита проекта. Задачи: - подготовка презентационных материалов; - подготовка публичного выступления; - презентация проекта. Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта Выбирают ( предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • Понима-ние пробле-мы, цели и задач; • Умение планиро-вать и осуществлять работу; • Найден-ный способ решения пробле-мы; • Рефлек-сию деятельности результа-та. Консультирует в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. В заключении хочется сказать, что использование метода проектов готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даем, пригодились им.


Список литературы: 1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе./ А.Б. Воронцов. – М.: Просвещение, 2010 2. Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе / Е.А.Голованова // Завуч начальной школы. – 2007. - №6 3. Метод проектов в начальной школе / Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. 4. Проектная деятельность учащихся / М.К.Господникова, Н.Б. Полянина и др. – Волгоград: Учитель, 2011.


Источник

Категория: К педсовету | Добавил: Ujylfr (29.10.2011)
Просмотров: 774 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz