Современное содержание математического образования направлено главным образом на
интеллектуальное развитие младших школьнике, формирование культуры и самостоятельности
мышления.
Данный аспект является главным в развитии личности
ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная
подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в
учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат
педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится методика
обучения по УДЕ.
Методика укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Пюрвя
Мучкаевича Эрдниева основана на подаче учебного материала блоками, одновременном
изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений.
На уроке по системе УДЕ «проникновение в сущность
изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными знаниями происходит
путем выращивания куста ассоциаций древа знаний вокруг основного ствола».
Теоретические основы методики УДЕ уходят корнями еще в
дореволюционную дидактику и базируются на сопоставлении, сравнении, противопоставлении
явлений, фактов.
«Хороший педагог, - говорил К. Д. Ушинский, - прежде чем
сообщить какое-нибудь сведение учащимся, обдумает, какие ассоциации по противоположности
или сходству может оно составить со сведениями, уже укоренившимися в головах
учеников, и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения
со старым, прочно вплетет новое звено в цепь старых и потом нарочно подымет
старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно новые ассоциации».
Одна из основных целей технологии - создание действенных и
эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта
и творческого начала, расширение математического кругозора.
В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний,
необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.
Принцип УДЕ в обучении математике реализуется следующим образом:
1) совместное и
одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций;
2) широкое
использование метода обратной задачи;
3) применение
деформированных упражнений;
4) укрупнение
исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых
заданий;
5) одновременная подача одной и той же математической
информации на нескольких кодах.
Как каждый из приведенных путей УДЕ
способствует актуализации резервов мышления?
Практика обучения показывает, что изучение действий
сложения и вычитания выгодно осуществлять на одних и тех же уроках, ибо это
облегчает осуществление процесса контроля. Наглядное иллюстрирование
взаимно-обратных операций заставляет ученика применять рассуждение т.е. логические
средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций,
Схематически четыре промежуточные операции образуют как бы
замкнутый цикл в рассуждениях:
2+3=5 3+2=5 5-2=3 5-3=2
Развитие мыслительных операций основано на аналогичном
попарном родстве элементарных операций, посредством которых выполняется пара
сложных операций.
Вскрытию резервов мыслительной деятельности способствует
применение задач, в которых противопоставляются действия первой и второй ступени:
удобно при этом использовать четверки примеров:
3 + 5 = 8 5 + 3
= 8 8 - 5 = 3 8-3 = 5
3 * 5 = 5 * 3
= 15 : 3 = 15 : 5 =
Такие упражнения тренируют мышление. Развертывание четырех
действий математики обогащает новыми знаниями, определяет скачок в мышлении,
так как обеспечивает многостороннее и целостное усвоение знаний. Так же важно,
что благодаря наличию обратных связей в процессах мышления обеспечивается один
из признаков диалектичности знаний, поскольку математическое знание достигается
при этом в своих многообразных интерпретациях, в превращениях одной формы в
другую. Ценным в развитии мышления является решение обратной задачи, так как в
данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций.
При решении обратной задачи наблюдается высокая активность
учащихся, их интерес, творческая самостоятельность.
Одним из основных принципов реализации УДЕ является также
метод деформированных упражнений.
18: __ + 65 = 67
В психологическом плане решение примеров с «окошком»
основано на многократном сравнении промежуточных результатов с искомым результатом.
В процессе решения ученик совершает новые виды логических операций, требующих
большой умственной напряженности,
Рассмотрим еще один принцип реализации технологии -
самостоятельное составление задач учащимися.
Формирование умений и навыков протекает более осмысленно,
если оно сопровождается не только практической деятельностью, но
и активной мыслительной деятельностью учащихся. Поэтому
упражнения должны «осложняться» разнообразием практических заданий.
Совершенно новым явилось то, что автор системы УДЕ
предложил цифровой шифр «товарный знак УДЕ» в виде рисунка.
С большим успехом его можно использовать на уроке при
составлении задач.
Особая роль этого вида работы в развитии мыслительных
операций заключается в том, что в процессе использования числового шифра для
ученика открывается мир неожиданных ассоциаций, активизирующих мышление.
Использование наглядности не только оживляет учебный процесс, но и способствует
формированию аналитического и символического мышления, учит видеть за внешними
формами сущность предметов, возбуждает любознательность, мобилизует внимание,
Исходя из рассмотренного, можно заключить: активная
умственная деятельность - одно из основных условий, которое обеспечивает
технология УДЕ. Широкое применение принципов, реализующих УДЕ, помогает постигать
азы логического мышления. Применение методики УДЕ позволяет значительно
усилить развивающую функцию обучения, повысить интеллектуальный уровень
учащихся.
Элементы
технологии УДЕ можно использовать и на уроках русского языка.
Как обучать русскому языку? Этот вопрос волнует всех. И постоянно неразрешимой оказывается проблема времени.
Решению ее способствует подача теоретического материала укрупненными,
логически завершенными частями, опора на обобщающие таблицы, последовательное
соблюдение принципов преемственности методики начальной и средней школы,
слияние в единый процесс, усвоение знаний и формирование навыков, четкая и продуманная
система уроков развития речи.
В практике школ система укрупнения дидактических единиц
используется в обучении математике. Изучение учебного материала блоками на уроках
русского языка стало применяться гораздо
позже. За основу взяты следующие принципы
УДЕ, наиболее применимые к содержанию материала по русскому языку:
1) одновременное изучение противоположных, а также
родственных понятий;
2) применение
деформированных упражнений;
3) достижение системности знаний.
В соответствии с этими принципами было осуществлено
конструирование новых блоков знаний, что позволило добиться укрупненной единицы
усвоения знаний. От элементаризма знаний, от их дробности мы перешли к обучению
системным знаниям.
Используя принципы УДЕ, был сделан перенос некоторого
материала из старших классов в младшие, т. е. для изучения его в более раннем
возрасте. Например, темы «Части речи» (на одном уроке даются 8 частей речи (блоком),
«Члены предложения», «Состав слова» были введены в I классе, хотя по
стандартным программам этот материал изучается во II - IV классах.
Дети с большим интересом знакомятся с этими темами в более
раннем возрасте и запоминают полученные сведения о языке намного качественнее,
чем в старших классах.
При изучении темы «Имя существительное» на одном уроке
блоком даются такие понятия и термины, которые раскрывают сущность этой части
речи: имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные, имеют мужской, женский и средний род, бывают в единственном и
во множественном числе.
|