Четверг, 29.06.2017, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 249
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Моя малая Родина

 Дополнительная образовательная программа
 для учащихся 2 (3, 4) классов
Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

(соавтор Дутчина Н.Н.)

Структура

дополнительной образовательной

программы «Моя малая Родина»



Пояснительная записка 

  Направленность дополнительной образовательной программы

  Концептуальные основы программы  

  Цель программы   

  Задачи программы 

  Педагогические принципы 

  Особенность программы 

  Методы психолого-педагогической диагностики 

  Формы подведения итогов  

  Показатели эффективности реализации программы 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы  

Содержание изучаемого курса

Методические рекомендации по условиям реализации программы 

 Знания и умения учащихся 

Список литературы 


Пояснительная записка


      В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.  

Малая Родина - окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как "свое” - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения. 

     Направленность дополнительной образовательной программы

     "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города; дает элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании, при этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики. Ставятся цели: уточнить представления учащихся о семье, соседях, показать важность внимательных и заботливых отношений; воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде.

Концептуальные основы программы

      Специфика данной программы обусловлена изучением своего края. Особенность изучаемого курса состоит в преемственности применения. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как окружающий мир, история, литературное чтение и другие.

     Отличительной чертой данной программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы города, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Майский во всем его многообразии.
       Главный смысловой стержень программы – связь окружающего мира с жизнью человека, роль экономики, культуры в развитии города.

Цель программы

Цель курса - воспитание любви к своей малой родине, родному городу, району. Данная программа способствует развитию личности, формирует у учащихся интерес к изучению родного города, воспитывает любовь и заботу о нем.  
Задачи программы

Программой предусматривается решение следующих задач:

  • воспитывать учащихся как "граждан мира" через знакомство с традициями разных народов, живущих в районе, яркой самобытностью народных культур живущих рядом, их внутренним сходством;
  • развивать устойчивый интерес к изучению родного края;
  • совершенствовать умения, навыки работы с географической картой, дополнительной литературой;
  • расширять кругозор, развивать память, внимание, культуру речи, поведения; творческий подход при проведении практических работ, экскурсий, выполнении творческих заданий;
  • обогащать словарный запас детей, активизировать его;
  • стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности (рисунки, задания, презентации о природе Майского и т.д.).

Педагогические принципы

      Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  • научная достоверность используемого материала;
  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
  • единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;
  • линейность.

Особенность программы


     Особенностью данной программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования учащихся МОУ «Прогимназия №13 г. Майского» и всецело посвящена предмету « Окружающий мир» во 2-4 классах (возраст учащихся 7-10 лет).
     Программа адресована учащимся начальных классов, а также может быть частично использована в среднем звене. Программа рассчитана на обучение в течение 1 года.
     В связи с отсутствием соответствующего образовательного стандарта по данному курсу авторы опираются на собственный практический опыт.

Основные показатели эффективности реализации программы


      Показателями эффективности реализации данной образовательной программы могут выступить следующие характеристики:

  • высокий уровень мотивации учащихся к познавательной деятельности;
  • творческая самореализация учащихся, участие в реализации различных проектов, связанных с краеведением.

Методы психолого-педагогической диагностики


     Данная образовательная программа предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики познавательных возможностей учащихся. Системность проведения диагностики развития учащихся позволяет педагогу использовать ее на различных этапах обучения, создавать правильную мотивацию при постановке и решении образовательных задач.
Программа предусматривает некоторые традиционные методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, индивидуальные планы учащихся), которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать на занятиях комфортный микроклимат.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: презентации, самостоятельно составленные вопросы для интеллектуально-познавательных игр и т.д.



Учебно–тематический план
дополнительной образовательной программы "Моя малая Родина”


   №       Тема занятия                                                                                          Количество часов – 36 ч.
                                                                                                                           Теория    Практика     Всего
 

Введение                                                                                                              1                                  1
1 Из истории основания города                                                                          3                 1               4

1.1 Первые поселенцы, укрепление                                                                         1                                  1
1.2 Терек – самая полноводная река КБР                                                                 1                                  1
1.3 История г. Майского. Город Майский – районный центр.

Северо- Кавказская железная дорога. Станция «Котляревская»                              1                                  1
1.4 Обобщение по разделу                                                                                                         1               1

2 Точка на карте                                                                                                 3                                  3
2.1 Адрес г. Майского                                                                                              1                                  1
2.2 Улицы г. Майского                                                                                             1                                  1
2.3 Моя школа, мой дом                                                                                           1                                  1

3 Этнография города Майского                                                                           7                5             12
3.1 Население г. Майского                                                                                       1                                  1
3.2 Обычаи и традиции майчан                                                                                1                                  1
3.3 Культура и быт горожан                                                                                                       1                1
3.4 Памятники и мемориальные доски г. Майского                                                                       1               1
3.5 Почетные жители г. Майского                                                                             1                                  1
3.6 Поэты и писатели  1 1
3.7 Художники г. Майского. Экскурсия в ДШИ                                                                             1               1
3.8 Ансамбли «Казачок», «Майчанка» и другие творческие коллективы                    1                                  1
3.9 Спортивные достижения майчан                                                                         1                                  1
3.10 Выставка рисунков                                                                                                             1               1
3.11 Обобщение по теме                                                                                          1                                  1
3.12 Контроль знаний                                                                                                                 1               1

4 Природа Майского района                                                                               9                  7             16
4.1 Жизнь леса. Вредители леса.                                                                             1                                  1
4.2 Грибы и ягоды                                                                                                   1                                  1
4.3 Аптека под ногами. Интеллектуально – познавательная игра «Поле чудес»         1                                  1
4.4 Растения под охраной. По страницам Красной книги                                                              1               1
4.5 Лекарственные растения на территории г. Майского.                                           1                                  1
4.6 Животный мир Майского района                                                                         1                                  1
4.7 Птицы Майского района                                                                                     1                                  1
4.8 Индивидуальные сообщения учащихся о животных, о птицах, о насекомых.                          1               1
4.9 Изготовление кормушек для птиц                                                                                          1               1
4.10 Мои домашние животные                                                                                  1                                  1
4.11 Редкие и исчезающие животные                                                                      1                                  1
4.12 Конкурс «Лабиринт живой природы»                                                                                   1               1
4.13 Экскурсия в лесное хозяйство Майского района                                                                  1               1
4.14 Экскурсия в краеведческий музей                                                                                      1               1
4.15 Обобщение по разделу                                                                                    1                                  1
4.16 Проверка знаний                                                                                                                1               1




ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


 Введение – 1 час
                                                             …И с гордостью скажу родному краю:
                                                             "Люблю и знаю, знаю и люблю
                                                             и тем полней люблю, чем глубже знаю!”
                                                                                                       Ефремов Ю.К.
Беседа «Что изучает курс «Моя малая Родина»? Знакомство с направлениями и задачами курса.
Техника безопасности и правила поведения на занятиях. 

Раздел 1. Из истории основания города – 4 час
                                                            Нужно стремиться к тому, 
                                                            чтобы каждый видел и знал больше бы,
                                                            чем видел и знал его отец и дед.
                                                                                                      Чехов А.П
     Познакомить учащихся с историей родного города – с первыми поселенцами. Отметить, какая роль отводилась первым поселенцам, укреплению. 

Тема 1.1. Первые поселенцы, укрепление

Тема 1.2. Терек – самая полноводная река. Экскурсия к р.Терек.

Тема 1.3. История города Майского. Г. Майский – районный центр. Северо-Кавказская железная дорога. Станция «Котляревская». 

Тема 1.4. Обобщение по теме.

Раздел 2. Точка на карте – 3 часа.
     Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения.
Шокальский Ю.М.
Познакомить учащихся с картой Майского района и г.Майского. 
Практическая работа по вычислению расстояний по карте, с использованием знаний о масштабе карты и географических направлениях.

Тема 2.1. Адрес г. Майского. 
     Изображение территории города Майского на различных картах: России, КБР, Майского района. 
Практическая работа: «Нанесение на контурную карту территорий, с которыми граничит Майский район».

Тема 2.2. Улицы г. Майского.

Тема 2.3.Моя школа, мой дом. Творческая работа

Раздел 3. Этнография г. Майского – 12 часов
     Духовная добродетель заключается в пяти качествах: самоуважении, великодушии, искренности, честности и доброжелательстве.
Рерих Н.К.
  Познакомить учащихся с демографией населения г.Майского с обычаями и традициями, культурными ценностями горожан. Воспитание у обучающихся патриотических чувств за свой родной город.

Тема 3.1. Население г.Майского.
Тема 3.2. Обычаи и традиции майчан.
Тема 3.3. Культура и быт горожан.
Тема3.4. Памятники и мемориальные доски г. Майского (экскурсия по городу).
Тема 3.5. Почётные жители г.Майского.
Тема 3.6. Поэты и писатели.
Тема 3.7. Художники г.Майского. Экскурсия в ДШИ.
Тема 3.8. Ансамбли «Казачок», «Майчанка» и другие творческие коллективы.
Тема 3.9. Спортивные достижения майчан.
Тема 3.10. Выставка рисунков.
Тема 3.11. Обобщение по теме. 
Интеллектуально-познавательная игра «Поле чудес»
Тема 3.12. Контрольный урок. 

Раздел 4. Природа Майского района - 16 часов

Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.
Гагарин Ю.А.
Познакомить учащихся с разнообразием растительного и животного мира и воспитывать в них любовь бережное отношение к природе.

Тема 4.1. Жизнь леса. Вредители леса. 
Тема 4.2. Грибы и ягоды.
                                                            Спасибо тебе, Земля,за ягоды и за цветы,
                                                            За утренние поля, за то, что живая ты.
                                                                                                      Черныш В.

Тема 4.3. Аптека под ногами. 
Интеллектуально-познавательная игра «Поле чудес».
Тема 4.4. Растения под охраной. По страницам Красной книги
Тема 4.5. Лекарственные растения на территории г. Майского
Тема 4.6. Животный мир Майского района.
Тема 4.7. Птицы Майского района.
Тема 4.8. Индивидуальные сообщения учащихся о животных, о птицах, о насекомых. (Урок - конференция).
Тема 4.9. Изготовление кормушек для птиц. Творческая работа.
Тема 4.10. Мои домашние животные.
Тема 4.11. Редкие и исчезающие животные.
                                                         Я поймал мотылька
                                                         И он умер у меня на ладони.
                                                         И тогда я понял, что к красоте
                                                         Можно прикоснуться только сердцем.
Тема 4.12. Конкурс «Лабиринты живой природы»
Тема 4.13. Экскурсия в лесное хозяйство Майского района.
Тема 4.14. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4.15. Обобщение по теме.
Тема 4.16. Проверка знаний

Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы


    Принципом обучения является коллективное творчество.
Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе – 7-10 человек.
Продолжительность занятия: 40 минут
Набор в объединение: свободный.
Срок реализации: 1 год. 
Объём занятий:
учебных (в неделю): 1 час (40 минут) 
 учебных (в год): 36 часов 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


 

  • помещение для занятий;
  • достаточное количество посадочных мест;
  • инвентарь для проведении игры;
  • аптечка.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 
 

     В итоге освоения программы обучающиеся 
должны знать:

 
- название самой многоводной реки нашей республики – Терек; его притока Черек,.
- куда впадает Терек; 
- названия рудные и нерудные полезные ископаемые (не менее 5-6 названий); 
- названия растений, занесенных в Красную книгу (не менее 5-6 названий);
- названия лекарственных растений (не менее 5-6 названий);
- названия культурных растений (до 10 названий);
- названия редких и исчезающих животные Кабардино-Балкарии (не менее 5-6 названий); 
- предков народов Кавказа;
- древнейшее занятие кабардинцев и балкарцев и казаков;

усвоить понятия: «быт», «предки», и др.;
иметь представление  
- о фольклоре адыгов; о богатырях-нартах; 
- занятии казаков;
- поселении казаков; 
- об основном виде вооруженной силы казаков; 
- главном оружии каждого казака; 
- некоторых обычаях народов Кавказа и т.д.

знать и соблюдать правила поведения учащихся





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997, - 238 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
  2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: Академия развития, 1998, - 240 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
  3. Гребенников В.С. В стране насекомых. – М.: Колос. 1979. 168 с.
  4. Гондак О.В., Гондак Е.А. Кабардино-Балкария в играх и задачах. Интеллектуально – познавательные игры «Поле чудес» «Мой край – Кабардино – Балкария! Для младших школьников.
  5. Сборник задач по математике на основе краеведческого материала. – ЧП «Полиграфия», 2008. 88 с.
  6. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Твоя Красная книга. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 110 с.
  7. История Кабардино-Балкарии. Учебное пособие для средней школы. - Нальчик: Эльбрус, 1995384 с.. – 88 с.
  8. Коваленко Л.И.. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003. – 160 с. – (Библиотечка учителя).
  9. Кузнецова М.А., Резникова А.С.. Сказание о лекарственных растениях. – М.: Высш. Шк., 1992. – 272 с.
  10. Никиточкина Т.Д. Лекарственные растения леса. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 36 с.
  11. Национально-региональный компонент в начальной школе/Авторы-составители Керженцева А.В., Балова Л.Ф. – Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции, 2003. – 304 с.
  12. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 88 с.
  13. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1997. -278 с.
  14. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. – М.: Просвещение, 1995. – 46 с.
  15. Подъяпольский Г.Н. Картины природы и мир животных Кабардино-Балкарии.- Нальчик: Эльбрус, 1970112 с.. -278 с.
  16. По страницам Красной книги. Животные: Энцикл. Справ. /БелСЭ, 1987. – 359 с.
  17. Рохлов В. И др. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 432 с.
  18. Руденко И.Н., Емузова Л.З., Бураев Р.А.и др. География Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Нарт, 1991, -192с.
  19. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Энергоатомиздат, 19887. – 368 с.
  20. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998, - 240 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
  21. Цветы /Сост. Т.Е.Лущиц. – Мн.: Книжный дом, Интерпрессервис, 2002. – 80 с., - (На грябке и в саду).
  22. Шхашамишев Х.Х., Болов А.П. Животный мир Кабардино-Балкарии. Насекомые. – Нальчик: Эльбрус, 1987. – 108 с.

Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz