Вторник, 19.03.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Я - исследователь

Дополнительная образовательная программа
 
для учащихся 2-4 классов (8-10 лет)

Структура
дополнительной образовательной программы «Я - исследователь»

Пояснительная записка  
Направленность дополнительной образовательной программы
Концептуальные основы программы 
Цель программы
Особенность программы   
Задачи программы 
Педагогические принципы 
Формы подведения итогов 
Показатели эффективности реализации программы 
Учебно-тематический план 
Программное содержание курса 
Методические рекомендации по условиям реализации программы 
Знания и умения учащихся 
Список литературы 

Пояснительная записка


     Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине…[1]  
     Современное общество, вступившее в стадию постиндустриального развития, характеризуется в первую очередь, высокими темпами развития научно-технического прогресса. В этих условиях роль науки в процессе развития общества, техники и человечества в целом велика и неоспорима. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально – экономических, культурных и духовных условий жизни. Современность требует включать в процесс обучения научные знания таким образом, чтобы они воспринимались как часть лично значимого опыта, чтобы их расширение становилось ценностной ориентацией и стимулом к активному поиску источников новых научных знаний. Научное знание в нашей сегодняшней жизни — необходимый источник добра. Привычка использовать этот источник каждый день в любой деятельности — залог уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне, и привычка эта должна закладываться с детства. Многие специалисты в области психологии мышления (А.В. Брушлинский, Дж. Брунер, А.М. Матюшкин и др.) высказывали мысль о том, что умственная деятельность учёного, сделавшего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике.
     Но если в случае с учёными главное — само новое знание, то во втором случае самое ценное — исследовательский опыт. Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.

Направленность дополнительной образовательной программы

    Важной задачей курса является - включение ребёнка в исследовательскую деятельность, т.е. в процесс познания мира, своего «я» и себя в меняющемся мире. Основой включения в такую деятельность выступает развитие исследовательских умений учащихся. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.  
   
Концептуальные основы программы


     Курс «Я - исследователь» объединяет дисциплины естественно-научного и гуманитарного цикла, т.е. данный курс является интегрированным и преследует цель расширения представления детей об окружающем мире. Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша - задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения. Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребёнке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. 
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.  
Главный смысловой стержень программы – связь окружающего мира с жизнью человека, роль науки, его значение в развитии каждого ребёнка.
Цель программы
     Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.

Особенность программы


    Особенностью данной программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования учащихся МОУ «Прогимназия №13 г. Майского» и всецело посвящена предмету «Окружающий мир» во 2-4 классах (возраст учащихся 8-10 лет).

Задачи программы

     Программой предусматривается решение следующих задач:
• выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
• представление учащимся научного исследования как единой системы;
• формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
• формирование научного мировоззрения;
• пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов;
• ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией;
• воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, умения радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам, воспитание эстетического вкуса, исполнительской дисциплины.

     В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу.


Педагогические принципы
     Программа дополнительного образования «Я - исследователь» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:
- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
- комплексность решения задач обучения и воспитания;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
- единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребёнка.

Форма подведения итогов


     По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление.  
 
Показатели эффективности реализации программы


     Основным показателем эффективности реализации данной программы для педагога является приобретение младшими школьниками опыта творческого мышления, высокий уровень мотивации учащихся к исследовательской деятельности.


Учебно-тематический план
 дополнительной образовательной программы


№ п/п                            Раздел, тема                                                                                             Количество часов – 72часа
                                                                                                                                                          Теория Практика Всего

 Введение.                                                                                                                                            1                         1
1. Раздел 1. Наука и научное мировоззрение    
                                                                              9         15           24
1.1. Опорные позиции исследования.                                                                                                       1                         1
1.2. Определение темы, объекта, предмета исследования                                                                         1                         1
1.3. Цель и задачи исследования                                                                                                             1           1            2
1.4. Научная гипотеза и её проверка                                                                                                        1                         1
1.5. План и организация исследования                                                                                                     2           2            4
1.6. Составление индивидуальной рабочей программы                                                                                          1            1
1.7. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература.       1           5           6
1.8. Анализ результатов исследования                                                                                                      1          3            4
1.9 Индивидуальное исследовательское задание                                                                                      1          3            4
2. Раздел 2. Применение основ информатики в исследовательской деятельности                         3        10          13
2.1 Работа в сети Интернет (поиск информации, иллюстративного материала)                                             1          7            8
2.2 Структура, композиция исследовательской работы                                                                              1          1            2
2.3 Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки                                          1          2            3
3. Раздел 3. Развитие речи учащихся                                                                                                  1          8           9
3.1 Обогащение словаря. Введение в активный словарь научных терминов и понятий                                1                        1
3.2 Практическое владение нормами литературного языка                                                                                     2            2
3.3 Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста                                                           2            2
3.4 Различные стили речи и жанры речевых высказываний                                                                                    1            1
3.5 Соответствие плана содержания и плана выражения в речи                                                                             1            1
3.6 Обращённость речи, соотнесение её с характером аудитории                                                                           1            1
3.7 Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность)                                             1            1
4 Раздел 4. Основы психологических знаний                                                                                     1          6            7
4.1 Психологический настрой на работу с аудиторией                                                                                            4            4
4.2 Приемы саморегуляции                                                                                                                       1           1            2
4.3 Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека                                                          1            1

5. Раздел 5. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта                                        1         17          18
5.1 Реферат                                                                                                                                              1         10           11
5.2. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования                                             4            4
5.3. Защита индивидуальных проектов.                                                                                                                 3            3
 ВСЕГО                                                                                                                                                   16        56          72

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение – 1 час

Мотивация деятельности учащихся. Интересные исторические факты о научных открытиях. Особенности исследовательской работы по выбранному направлению.

Раздел 1. Наука и научное мировоззрение

Тема 1.1 Опорные позиции – 1 час.
Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего исследования.  
Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования.
Тема 1.2 Определение темы, предмета, объекта исследования – 1 час
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Объект исследования, "поле” научных поисков. 
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта исследования.
Тема 1.3. Цель и задачи исследования – 2 часа.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные этапы исследования.
Практическое занятие. Обоснование основных путей решения исследовательской проблемы.
Тема 1.4. Научная гипотеза и её проверка – 1 час.
Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. 
Тема 1.5. План и организация исследования – 4 часа.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Создание модели исследуемого процесса. Составление программы поиска.
Тема 1.6 Составление индивидуальной рабочей программы – 1 час
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей.
Тема 1.7 Поиск источников и литературы, отбор фактического материала – 6 часов.
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическое занятие. Отбор необходимых сведений.
Тема 1.8. Анализ результатов исследования – 4 часа.
Объекты анализа. Определение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате проведенного исследования.
Практическое занятие. Формирование выводов, обобщений. Определение эффективности и значимости исследования. Развитие самостоятельности мышления на основе сопоставления данных исследования, точек зрения специалистов.
Тема 1.9 Индивидуальное исследовательское задание – 4 часа.
Исследование в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы.
Практическое занятие. Исследовательская задача. Предложения по включению в общую работу результатов индивидуального исследовательского задания.

Раздел 2. Применение основ информатики в исследовательской деятельности

Тема 2.1 Работа в сети Интернет (поиск информации, иллюстративного материала) – 8 часов.

Всемирная паутина. Правила использования сети Интернет. Поисковые системы.
Практическое занятие. Поиск информации, иллюстративного материала в Интернете.
Тема 2.2 Структура, композиция исследовательской работы – 2 часа.
Понятие о структурировании исследовательского материала.
Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании. 
Тема 2.3 Требования к оформлению исследовательских работ – 3 часа.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок.

Раздел 3. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи

Тема 3.1 Обогащение словаря. Введение в активный словарь научных терминов и понятий – 1 час. 

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг.
Тема 3.2 Практическое овладение нормами литературного языка.
Практическое занятие – 2 часа.

Тема 3.3 Оценка речевых высказываний собеседника.
Практическое занятие – 2 часа.
Тема 3.4. Различные стили речи и жанры речевых высказываний.
Практическое занятие – 1 час
Тема 3.5. Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.
Практическое занятие –1час
Тема 3.6. Обращенность речи, соотнесённость ее с характером аудитории.
Практическое занятие – 1час.
Тема 3.7. Индивидуальный характер, личностность речи (словарь, интонация, образность).
Практическое занятие – 1 час.

Раздел 4. Основы психологических знаний

Тема 4.1 Психологический настрой на работу с аудиторией.
Практическое занятие – 4 часа.
Тема 4.2 Приемы саморегуляции – 2 часа.
Общие закономерности саморегуляции.
Практическое занятие. Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств учащегося.
Тема 4.3 Рефлексия как механизм обратной связи жизнедеятельности человека – 1 час.
Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.
Практическое занятие. Построение умозаключений, обобщений, аналогий и оценок. 

Раздел 5. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта. 

Тема 5.1. Реферат – 11 часов

Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования. 
Практическое занятие. Тема реферата, разделы. Основное резюме. Рецензирование. 
Тема 5.2. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования (практическое занятие) – 4 часа.
Тема 5.3. Защита индивидуальных проектов – 3 часа.


Методические рекомендации по условиям реализации программы


     Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: теоретические и практические. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Содержание программы рассчитано на 1 год. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса «Я - исследователь» кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией. 
Этапы исследовательской деятельности:
• Изучение теоретического материала
• Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
• Формулировка рабочей гипотезы
• Освоение методики исследования
• Сбор собственного экспериментального материала
• Обработка материала
• Обобщение, анализ, выводы
• Представление исследовательской работы
 
     Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
     Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.


Знания и умения учащихся


     В итоге освоения программы обучающиеся должны
  • усвоить понятия: 
    «реферат», «исследование», «тема исследования», «предмет исследования», «объект исследования», «проект», «гипотеза», «источник», «литература», «структура», «композиция», «диаграмма», «график», «схема» и др.;
  • уметь: 
    • определять возможные отклонения от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования;
    • обосновать основные пути решения исследовательской проблемы;
    • составлять под руководством педагога программы поиска;
    • пользоваться справочной литературой;
    • анализировать результаты исследования;
    • формулировать выводы;
    • находить информацию в Интернете;
    • оценивать речевые высказывания собеседника;
    • психологически настраиваться на работу с аудиторией;
    • составлять простейший график, диаграмму, схему, иллюстрирующие процесс исследования;
    • защищать проект;
  • иметь представление: 
    • о научных открытиях;
    • о научной гипотезе;
    • о поисковых системах; 
    • о соответствии плана содержания и плана выражения в речи; 
    • о приемах саморегуляции и т.д.
  • знать и соблюдать 
    • основные этапы исследования;
    • правила использования сети Интернет;
    • структуру исследовательской работы;
    • требования к оформлению исследовательских работ;
    • правила поведения на занятиях.

Список используемой литературы

1. Авгусманова Т.В. Программа курса "Методика исследовательской деятельности учащихся"
2. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс – 81415.
3. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Авт.: Алексеев Н.Г. и др. – В ж. «Исследовательская работа школьников», 2002.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
6. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 34-45.
7. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
8. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьников. 2003. №2. С. 38-49.
9. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе//Начальная школа, №12, 2000.  
10. Чернышевой Светланы Николаевны. Статья в научно-методический журнал «Развитие исследовательских умений учителей и учащихся сельской школы»

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz