Вторник, 19.03.2024, 14:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

КБР в играх и задачах

 Структура
дополнительной образовательной

программы « Кабардино-Балкария в играх и задачах»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

                  Концептуальные основы курса 

                 Отличие данного курса 

                 Цель курса 

                 Задачи курса

                 Педагогические принципы 

                 Главный смысловой стержень курса

                 Основные показатели эффективности реализации программы 
                 Методы психолого-педагогической диагностики 

                 Формы подведения итогов

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА               

               Вводное занятие 
               Раздел 1. Край удивительных гор и рек 
               Раздел 2. Мир удивительных растений 
               Раздел 3. Зоологический калейдоскоп 
               Раздел 4. Предки и быт народов Кавказа 
               Раздел 5. Страницы истории казачества 
              Обобщение 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


     Г. Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю». 
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда хорошо знаешь край, в котором живёшь, сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы в занимательной форме познакомить детей с природой родного края, историей, культурой и бытом народов, живущих на этой земле, разработан курс «Кабардино-Балкария в играх и задачах», изучаемый на занятиях факультатива «Почемучка».
     Кроме чисто познавательного курс имеет важное воспитательное значение, так как способствует формированию патриотических чувств, показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. 
     По мнению Хан – Гирея, история народов есть предмет важный. Его изучать не только любопытно, но даже необходимо, чтобы иметь об них удовлетвори­тельные понятия. 


Концептуальные основы курса


     Курс «Кабардино-Балкария в играх и задачах» является интегративным, и преследует цель формирования представлений детей о природе родного края, народах, населяющих его, их традициях и культуре.  

     Отличие данного курса состоит в том, что для привлечения школьников к познавательной деятельности используются игры типа «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и др. 

     Цель курса – изучение родного края, осознание его неповторимости и уникальности; общее развития ребенка: сферы его чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческих возможностей.


Задачи курса


     Программой курса предусматривается решение следующих задач:

  • воспитание учащегося как "гражданина мира" через знакомство с традициями разных народов, яркой самобытностью народных культур живущих рядом, их внутренним сходством (ведь оно порождено единством человеческой духовной природы, которая позволяет людям понимать друг друга, несмотря на различие языков, обычаев, обрядов);
  • развитие устойчивого интереса к изучению родного края;
  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения общей цели;
  • воспитание гуманных чувств: отзывчивости, сопереживания, толерантности через знакомство с тем, как складывались взаимоотношения между представителями разных народностей в прошлом, как они изменялись и переплетались под влиянием друг друга, воспитание эстетического вкуса;
  • обогащение словарного запаса детей, его активизация;
  • стимулирование желания детей к самостоятельной творческой деятельности (составление заданий, презентаций о природе КБР и т.д.)

Педагогические принципы


     Образовательный курс «Кабардино-Балкария в играх и задачах» руководст­вуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:
  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
    научная достоверность используемого материала;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • систематическое повторение изученного;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
  • единство развития коллективных свойств сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребёнка;
  • линейность и концентризм.
     Главный смысловой стержень курса – связь природы с жизнью человека, роль краеведения, его значение в развитии каждого ребенка.
     Особенностью данного курса является то, что он несёт в себе комплексный подход в системе образования учащихся МОУ «Прогимназия №13 г. Майского» и всецело посвящён предметам «Природоведение», «Введение в историю», «Литературное чтение» в 3 (4) классах (возраст учащихся 9-10 лет). Игра способствует успешному усвоению краеведческого материала, повышает познавательную активность учащихся.  
     Данный образовательный курс, помимо предметного содержания, включает в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на передовом опыте педагогов, ученых (Г.Х.Мамбетов, Б.Х.Бгажноков, И.Н.Руденко, Л.З.Емузова и др.)  

Основные показатели эффективности реализации программы


     Показателями эффективности реализации данной образовательной программы могут выступить следующие характеристики:

  • высокий уровень мотивации учащихся к познавательной деятельности;
  • творческая самореализация учащихся, участие в реализация различных проектов, связанных с краеведением.

Методы психолого-педагогической диагностики


     Данная образовательная программа предполагает использование методов психолого-педагогической диагностики познавательных возможностей учащихся. Системность проведения диагностики развития учащихся позволяет педагогу использовать ее на различных этапах обучения, создавать правильную мотивацию при постановке и решении образовательных задач.
     Программа предусматривает некоторые традиционные методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, индивидуальные планы учащихся), которые помимо творческих и учебных задач помогают педагогу анализировать развитие каждого учащегося и создавать на занятиях комфортный микроклимат.
     Анкетирование как один из самых популярных методов психолого-педагогической диагностики может быть как открытым, так и закрытым. Но закрытый вид анкетирования предпочтительнее, поскольку обеспечивает большую степень искренности детей. Анкетирование рекомендуется в начале и в конце учебного года. Это поможет педагогу более определённо выстроить планы предстоящей работы, корректировать их в течение года и провести итоговый анализ достигнутого в конце учебного года, а также даст необходимый аналитический материал для корректировки образовательных задач (в рамках программы), требующих решения в следующем учебном году.
    Это обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении и позволяет оперативно вносить необходимые коррективы в индивидуальную работу с детьми.

     Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: презентации, самостоятельно составленные вопросы для интеллектуально-познавательных игр и т.д.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


№ пп    Тема  занятия                                                           Количество часов  
                                                                                      теория   практика    всего  
       Вводное занятие                                                      1                            1   
 1   Край удивительных гор и рек                                  4             1             5
1.1 Горы КБР                                                                      1                            1  
1.2 Водоёмы КБР                                                                1                            1  
1.3 Мой край – Кабардино-Балкария                                   1                            1  
1.4 Полезные ископаемые                                                   1             1             2  
 
2  Мир удивительных растений                                      12           5            17  
2.1 Растительность КБР                                                       1             1             2  
2.2 Аптека под ногами                                                        1                            1  
2.3 Цветы Кабардино-Балкарии                                          1                            1  
2.4 Путешествие по грядкам                                                1                            1  
2.5 Путешествие по клумбе                                                  1             1             2  
2.6 Да во поле, огороде                                                      1             1             2  
2.7 Культурные растения                                                    1                            1  
2.8 Цветочный калейдоскоп                                                1                            1  
2.9 Любимые цветы                                                             1             1             2  
2.10 Растения-символы                                                        1                            1  
2.11 Цветы- символы                                                           1                            1  
2.12 Комнатные растения                                                     1             1             2  
3 Зоологический калейдоскоп                                        2             1             3  
3.1 Животный мир КБР                                                         1                            1  
3.2 Редкие и исчезающие животныеКабардино-Балкарии.                                                                                                              
Сборник задач по математике                                              1             1              2  
4 Предки и быт народов Кавказа                                   3             1             4  
4.1 Предки и быт народов Кавказа                                      1                             1  
4.2 Древнейшее занятие кабардинцев и балкарцев             1                             1  
4.3 Фольклор адыгов                                                          1                             1  
4.4 Поэзия гор                                                                                  1               1  
5 Страницы истории казачества                                     5                             5  
5.1 Страницы истории казачества                                        1                             1  
5.2 Быт казаков                                                                  1                             1  
5.3 Занятия казаков                                                            1                             1  
5.4 Сыны Кабардино-Балкарии                                           1                              1  
5.5 У самовара                                                                    1                             1  
6 Обобщение.                                                                   1                             1
6.1 Интеллектуальный марафон                                           1                             1  
Всего                                                                                28            8             36  


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА



Вводное занятие – 1 час
Беседа. Знакомство с направлениями и задачами курса.
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.


Раздел 1. Край удивительных гор и рек – 5 часов

     1. Горы КБР.

Эльбрус - высочайшая вершина Кавказа. Первые покорители Эльбруса. Приэльбрусье. Канатная дорога.

     2. Водоемы КБР.

Самая многоводная река нашей республики - Терек. Куда впадает Терек? Малка - самая длинная река КБР, самый большой приток Терека. Удивительное Тамбуканское озеро. Знаменитые водопады Кабардино-Балкарии. Голубые озёра.  

     3. Мой край – Кабардино-Балкария.

Кабардино – Балкария – край белоснежных Кавказских гор, быстрых рек, цветущих долин. «Гора счастья». «Гора несчастья». Шхельда. Чегет.

     4. Полезные ископаемые (2 часа)

«Звёздный» металл. Молодой геолог, который около 50 лет назад нашел кусок молибденовой породы. Рудные и нерудные полезные ископаемые.

Практическая работа «Коллекция полезных ископаемых Майского района».

Раздел 2. Мир удивительных растений - 17 часов

1. Растительность КБР (2 часа). Растительный мир Кабардино-Балкарии очень богат. Здесь растёт около половины видов растений, встречающихся на всём Кавказе. Большинство из этих растений занесено в Красную книгу. Шайтаново, или чертово дерево. «Свадебное дерево». В какие цветы превратились снежинки? «Кавказский ананас».
Практическая работа «Растения школьного двора»
2. Аптека под ногами.
     Трава от 99 болезней. Растение - прекрасное средство от кашля. «След белого человека». «Жизненный эликсир». Первый вестник весны. «Ласточкина трава».
3. Цветы Кабардино-Балкарии.
     Цветы имели большое значение во все времена и у всех народов. Цветок святой Троицы. Цветок из слёз Пресвятой Богородицы. Цветок от злых духов.
4. Путешествие по грядкам.
     Турецкая пшени­ца. «Зелёная корова». «Растущее на камне». «Голова». Чёртово яблоко. Растение из Голландии. Растение, предохраняющее от стрел и ударов алебард и мечей.
5. Путешествие по клумбе (2 часа).
     Цветок бла­городства и почета, символ неуклюжести и глупой гордости. Растение - «меч». «Чалма». Цветок «Падающая звез­да». «Цветок дождей». «Свороборин». Егорьев цветок. Любимый цветок Маргариты Готье.
Практическая работа «Растения клумб».
6. Да во поле, огороде (2 часа).
     Удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг! Посмотрите по сторонам. Сколько интересного можно узнать о самых простых, привычных растениях поля и огорода. «Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов». «Чистейшее из растений, один из самых лучших плодов земли». «Китайский орешек». Самая древняя хлебная культура. Растение в саркофагах египетских фараонов.
Практическая работа «Растения поля и огорода».
7. Культурные растения.
     Ещё в каменном веке началось бессознательное окультуривание различных диких растений. Поняв их пользу, человек стал разводить растения вблизи своего жилища. Большинство современных растений были окультурены за несколько тысячелетий до нашей эры. Растение, плоды которого заменяют соль. «Невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки».
8. Цветочный калейдоскоп.
Растение из слёз морской царевны Волховы. Жигалка, стрекавина. Толокно. Тархун. Из корневища какого растения, распространенного по берегам водоёмов, можно приготовить муку.
9. Любимые цветы (2 часа).
     Разве можно представить себе мир без цветов! Они украшают наши дома, улицы, радуют в праздники, утешают в беде. Нашу игру мы посвящаем этим удивительным созданиям. Символ России. «Лисий хвост». Цветок богов. Радужница.
Практическая работа. Сбор информации о растениях.
10. Растения-символы.
     Многие растения еще с древности человек стал счи­тать символами, олицетворяющими долголетие, могуще­ство, дружбу, любовь, благородство. Изображение некоторых растений можно встретить на государственных флагах, гербах и монетах, где они являются олицет­ворением национальных традиций и государственности. Символ Троицы. Ветви и листья этого дерева являются олицет­ворением могущества, долголетия и здоровья. Их изобра­жение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Растение, приносящее счастье и отводящее беду. Часто это дерево называют проклятым. Символ навязчивости. Музыкальное дерево.
11. Цветы- символы.

     В национальной символике используются разные по зна­чению растения: одни священные — они запечатлены в народных сказаниях и легендах, другие окружают человека, вошли в его жизнь и потому связаны с народными традициями.

12. Комнатные растения (2 часа).

     Царица оазисов. Цветок ал­химиков. «Неренда с ароматного острова Андор». Растение, которое «переплыло» океан. «Плакса» из лесов Амазонки. Растение с «фальшивыми» листьями.
Практическая работа «Растения подоконника».

Раздел 3. Зоологический калейдоскоп - 3 ч.

1. Животный мир КБР.
     Самая большая из пресноводных рыб КБР. «Царская» рыба. Герой многих сказок. «Царь-птица». Древнейшие поселенцы нашего края. Могучее копытное животное, обитающее в горных лесах Кавказа.
2. Редкие и исчезающие животные Кабардино-Балкарии. Сборник задач по математике (2 часа).
Практическая работа. Составление задач о редких и исчезающих животных Кабардино-Балкарии.

Раздел 4. Предки и быт народов Кавказа – 4 ч.

  1. Предки и быт народов Кавказа.

Порою быт является единственным источником
для воссоздания древнейшей истории человечества.
X. Мамбетов


     Под бытом принято понимать передающиеся от одного поко­ления к другому традиционные формы повседневной жизни людей. Еще больше человечество волнует вопрос о предках. Жилище горцев. Государство, которое образовало самое боль­шое племя меотов (древних предков современных адыгов). Поселение, укрепленное одним или несколькими земляными или каменными валами, часто имеющими внешние рвы.
2. Древнейшее занятие кабардинцев и балкарцев.
     Покровитель земледелия и плодородия у кабардинцев. Основная сельскохозяйственная культура у кабардинцев и балкарцев. Стихийные бедствия порождали веру в сверхъестественные силы и надежду на их помощь.
3. Фольклор адыгов.
     Героические сказания о богатырях-нартах. Самый популярный герой нартского эпоса. «Мать всех нартов» - воплощение разума, родоначальница и хранительница семейного очага, прорицательница рода и его вол­шебница. Носитель зла в сказаниях. Бог-кузнец из нартского эпоса. Высший орган нартского общества.
4. Поэзия гор.

Раздел 5. Страницы истории казачества – 5 ч

1. Страницы истории казачества.
     «История народов есть предмет важный. Его изучать не только любопытно, но даже необходимо, чтобы иметь об них удовлетвори­тельные понятия» (Хан – Гирей).
Искатели счастья и справедливости. Место службы казаков. Основной вид вооружённой силы казаков. Главное оружие каждого казака.

2. Быт казаков.

     Что клали, чтобы дом был теплым? Удобный вид одежды. Танец горцев. Если на воинской службе казак носил этот предмет, то это означало, что он один сын в семье, или вообще последний в роду. Украшение казака, его гордость.

3. Занятия казаков.
     Поселение казаков. Что служило охране станицы от нападения врага? Занятие казаков кроме воинской службы. Главная зерновая культура у казаков. Причина упадка скотоводства. Что заимствовали (переняли) терские казаки у своих соседей - горцев Приморского Дагестана и стали разводить в своих садах в большом количестве?
4. Сыны Кабардино-Балкарии.
5. У самовара.
Обобщение – 1 ч
Интеллектуальный марафон

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

     Принципом обучения является коллективное игровое творчество.
     Игра для младших школьников – любимая форма деятельности.
     Дидактическая игра является ценным средством воспитания умст­венной активности детей, она активизирует психические процессы, вызы­вает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал ув­лекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает ра­достное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
     Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без иг­ры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [22, с.110]. В дидактических играх ребёнок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит дос­тупные ему анализ и синтез, делает обобщения.
     Дидактическая игра обучающего характера сбли­жает новую, познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьёзной умственной работе.
     Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд за­дач обучения и воспитания. Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объёма информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс - переход от любопытства к любознатель­ности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллекту­альных творческих способностей. В-третьих, снижают психические и фи­зические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра - не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ре­бёнком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не исто­щаясь и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.
Форма занятия – групповая, оптимальное количество детей в группе – 7-10 человек.
Продолжительность занятия: 40 минут
Набор в объединение: свободный.
Срок реализации: 1 год.
Объём занятий:
  • учебных (в неделю): 1 час (40 - 45 минут)
  • учебных (в год): 36 часов

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • помещение для занятий;
  • достаточное количество посадочных мест;
  • инвентарь для проведении игры;
  • аптечка.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

     В итоге освоения программы обучающиеся должны знать:
- название высочайшей вершины Кавказа – Эльбрус;
- название самой многоводной реки нашей республики – Терек;
- название самой длинной реки КБР, самого большого притока Терека;
- название знаменитых водопадов Кабардино-Балкарии;
- имена первых покорителей Эльбруса;
- куда впадает Терек;
- названия удивительных озер (Тамбуканское озеро, Голубые озера) и рек (Черек, Баксан, Малка и др.);
- названия рудные и нерудные полезные ископаемые (не менее 5-6 названий);
- названия растений, занесенных в Красную книгу (не менее 5-6 названий);
- названия лекарственных растений (не менее 5-6 названий);
- названия культурных растений (до 10 названий);
- названия редких и исчезающих животных Кабардино-Балкарии (не менее 5-6 названий);
- предков народов Кавказа;
- древнейшее занятие кабардинцев и балкарцев и т.д.
усвоить понятия: «быт», «предки», «меоты», «нарт», «нартский эпос», «засечные» и др.;
иметь представление
- о фольклоре адыгов; о богатырях-нартах;
- занятии казаков;
- поселении казаков;
- об основном виде вооруженной силы казаков;
- главном оружии каждого казака;
- некоторых обычаях народов Кавказа и т.д.
знать и соблюдать правила поведения на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ад. Берже. Краткий обзор горских племён на Кавказе. – Нальчик: Полиграфкомбинат им. Революции 1905, 1992. - 48 с.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 238 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
4. Гребенников В.С. В стране насекомых. – М.: Колос. 1979. - 168 с.
5. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Твоя Красная книга. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 110 с.
6. История Кабардино-Балкарии. Учебное пособие для средней школы. - Нальчик: Эльбрус, 1995. - 384 с.
7. Коваленко Л.И.. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003. – 160 с. – (Библиотечка учителя).
8. Кузнецова М.А., Резникова А.С.. Сказание о лекарственных растениях. – М.: Высш. Шк., 1992. – 272 с.
9. Никиточкина Т.Д. Лекарственные растения леса. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 36 с.
10. Национально-региональный компонент в начальной школе/Авторы-составители Керженцева А.В., Балова Л.Ф. – Нальчик: Республиканский полиграфкомбинат им. Революции, 2003. – 304 с.
11. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 88 с.
12. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1997. -278 с. 
13. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. – М.: Просвещение, 1995. – 46 с.
14. Подъяпольский Г.Н. Картины природы и мир животных Кабардино-Балкарии.- Нальчик: Эльбрус, 1970. -278 с.
15. По страницам Красной книги. Животные: Энцикл. Справ. /БелСЭ, 1987. – 359 с.
16. Рохлов В. И др. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 432 с.
17. Руденко И.Н., Емузова Л.З., Бураев Р.А.и др. География Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Нарт, 1991. -192с.
18. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Энергоатомиздат, 19887. – 368 с.
19. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
20. Цветы /Сост. Т.Е.Лущиц. – Мн.: Книжный дом, Интерпрессервис, 2002. – 80 с., - (На грябке и в саду).
21. Шхашамишев Х.Х., Болов А.П. Животный мир Кабардино-Балкарии. Насекомые. – Нальчик: Эльбрус, 1987. – 108 с.
22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад.шк., 1988.- 272 с.

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz