Причины ошибок учащихся на уроках русского языка (часть 1) - Мои выступления - Доклады - Каталог статей - Персональный сайт
Пятница, 24.03.2017, 15:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои выступления [14]
К педсовету [47]
Материалы к выступлению
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 248
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады » Мои выступления

Причины ошибок учащихся на уроках русского языка (часть 1)

При усвоении учебного материала по русскому языку (письму и чтению) осуществляются такие виды анализа: вербальный, звукобуквенный, фонетико-фонематический, зрительный и анализ пространственных отношений.

Содержанием вербального анализа является расчлене­ние непрерывного речевого потока на отдельные едини­цы — предложения и слова.

Звукобуквенный анализ направлен на установление определенных соотношений между звуками слова и их письменными обозначениями — буквами. Этот процесс предполагает наличие умения последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и записывать их со­ответствующими знаками-буквами.

Фонетико-фонематический анализ тесно связан с уст­ной речью. Его содержанием является различение на слух речевых звуков, выделение фонем из звукового потока речи. Особенно большие требования предъявляются к различению свистящих и шипящих звуков [с-ш], [з-ж], глухих и звонких [б-п], [д-т], [г-к] и др., твердых и мяг­ких звуков.

Зрительный анализ. На его основе происходит не толь­ко дифференцирование зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование зрительно-двигатель­ных координации и пространственных представлений, ле­жащих в основе отработки стабильных графических бук­венных форм (соблюдение высоты, ширины, наклона букв).

                                                 Затруднения, которые испытывают учащиеся

при не­достаточной сформированности того или иного вида ана­лиза

 

Вербальный анализ. При его несформированности воз­никают трудности:

* затруднения при выделении слова из предложения; х неумение пользоваться точкой для отделения пред­ложений;

* затруднения при употреблении заглавной буквы; х неумение определить количество произнесенных слов.

Звукобуквенный анализ.

* затруднения при письменном обозначении звуков;

* пропуск букв при письме;

* лишняя вставка букв, удваивание букв-

* при списывании пропуск букв, слогов, слов, пере­становка слогов в словах;

* затруднения при определении последовательности звуков в слове;

* нечеткое знание букв алфавита;

* недописывание слов и предложений.

Фонетика-фонематический анализ.

* замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным приз-накам (шоссе);

* затруднение при разделении звуков в слове, выде­лении лишь акустических сильных;

* недоговаривание, добавление звуков;

* пропуск гласных звуков;

* пропуск понимания слов, сходных по звуковому составу.

Зрительный анализ.

* затруднения при написании сходных по начертанию букв [б-в, н-п, м-л];

* искажение почерка (нестабильность графических форм);

* смешение печатных и письменных букв;

* количественные ошибки (преувеличение или пре­уменьшение количества элемен-тов букв);

* затруднения при начертании букв;

* замена букв по пространственному сходству (с-е);

Анализ пространственных отношений.

* зеркальное написание букв;

* слитное написание с предлогами;

* высота буквы не соответствует высоте рабочей строки;

* при списывании буквы располагаются в обратной последовательности (вместо НА — АН, вместо НОС - СОН);

* учебный материал располагается на странице снизу

вверх, копия — выше образца;

     В педагогической практике, в копилке каждого учи­теля есть набор способов, приемов коррекции недостат­ков в развитии различных видов анализа.

Примеры.

Задания на вербальный анализ:

1) Членить слышимую речь на отдельные слова и звуки.

2)  Выделять звуки из слова вразбивку (называть 2, 3, 5 — и другие звуки в слове).

3)  Определить количество гласных и согласных звуков.

4)   Определить количество звуков в словах МАК, ШУБА, ГВОЗДЬ и другие.

5)  Назвать звуки в слове, стоящие перед или после оп­ределенного звука (например, какой звук в слове ДРОВА стоит перед В или после).

Задания на фонетико-фонематический анализ:

1)  Выделить звук [У] из звукового ряда [О, А, У, О, И,  Ы,  О].

2)  Осуществить тонкую дифференцировку сходных зву­ков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твердых, мяг­ких. Для этого использовать приемы: 1) предметное лото, 2) буквенный диктант (кассу букв) — записать первую бук­ву слов ТРУБА, ДОМ, ДУБ, ТРАМВАЙ; 3) работа с фиш­ками красного, синего, зеленого цвета, абаком; различить слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыс­лу: крыша—крыса, день—тень, булка—белка).

Задания на зрительный анализ:

1) Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

се                           СЕ, ЕС, СО, СЕ, ЕС, СО, СЕ, СЕ, ОС, ЕС, СЕ

кот                         ТОК, ОТК, КОТ, КИТ, ТАК, НОТ, КТО, КОТ, КТО, НОК

слон                       НОСЯ, ЛОСН, СМОН, СЛОЛ, ЛОСН, СЛОН, ЛОСН, СЛОМ

ЧАШКА               ЧАШКА, КАЧАШ, ЧАКАШ, ЧАШКА, ШКАЧА, ЧАШКА, ЧАШКА

Задания на анализ пространственных отношений:

1) Отработать понятия «правый» и «левый».

2) Выполнять упражнения на усвоение пространствен­ных отношений (на, над, под, за и т.д.) для выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи.

3)  Выполнять задания: нарисовать домик, елочку, забор, в прямом и перевернутом виде; рассмотреть кар­тинки в прямом и переносном виде.

4) Узнавать предметы по контурному изображению и

деталям рисунка.

5)  Составлять узоры из геометрической мозаики по

рисункам и памяти.

6) «Написать» слова справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, ваза, машина, школа, семечко, попугай и др.

                                                                 Трудности обучения письму

     1.  Плохая каллиграфия

Причины затруднений:

1. Нарушение гигиенических требо­ваний (положение руки, ручки, тет­ради).

2. Леворукость.

3. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев.

4. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.

Категория: Мои выступления | Добавил: Ujylfr (26.06.2010)
Просмотров: 1571 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz