Пятница, 29.03.2024, 18:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои выступления [14]
К педсовету [47]
Материалы к выступлению
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады » Мои выступления

Диагностико-технологическое управление педагогическим процессом

 Контроль, или проверка результатов обучения, являет­ся обязательным компонентом процесса обучения. Педагогическая диагностика понимается как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и неко­торых сторон развития и воспитанности, обработка и ана­лиз полученных знаний, обобщение и выводы о коррек­тировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения. Статистический анализ исследовательских работ показал, что путь к успеху лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологий. Основное направление современной педагоги­ки - переход к научно-технологическому уровню профессионального мышления.

 Чаще всех используется  диагностика учебных результатов учащихся по четырем уровням (по Шамовой Т.И.):

I          уровень - 100-80% - оптимальный;

I1        уровень - 79-65% - допустимый;

I11      уровень - 64-50% - критический;

IV       уровень - менее 50% - недопустимый.

 

Используются данные анализа контрольно-методических срезов, контрольных работ, проводимых периодически в течение года. Анализ результатов этих контрольных срезов позволяет учителям индивидуализировать учебную работу на уроках, выделить учащихся, нуждающихся в дополнительных консультациях, конкретизировать объем и содержание педагогической помо­щи для каждого ученика. Практика показывает, что  повышение уров­ня ЗУН находится в прямой зависимости от педагогических усилий учите­лей, уровень обучаемости в очень большой степени зависит от наследст­венных факторов и психофизиологических особенностей личности ученика и вследствие этого редко повышается даже при большом объеме педагоги­ческой помощи. В отдельных случаях оказывается возмож­ным повысить уровень обучаемости за счет именно формирования  общеучебных умений и навыков, необходимых для саморазвития и расширения зоны ближайшего развития ученика. Выявление уровня обучаемости учащихся позволяет адекватно оценивать их учебные возможности, тогда как применение только оценки предметных ЗУН из-за учебных пробелов может приводить к занижению возможностей детей, негативно влиять на их самооценку и отношение к учебному процессу.

            Подобная система диагностики эффективности образовательного процесса, включающая мониторинг обученности по итоговым зачетным работам, традиционные административные работы, контрольно-методические срезы уровня обучаемости, выявляющие уровень преподавания по отдельным предметам, позволяют достаточно полно оценить результатив­ность учебного процесса, учитывая не только уровень знаний по предмету, но и динамику личностного развития ребенка.

Все классные коллективы разные, отличаются друг от друга, требуют  индивидуального подхода, и было бы не вполне разумно  применять в них одни и те же рекомендации для работы. В данной ситуации не обойтись без диагностики.

Великий ученый древности Пифагор говорил, что "мудрость - это знание порядка". Знание порядка не было бы возможным, если бы не периодически повторяющиеся педагогические явления, если бы не цикличность всей деятельности.

 Оценочная плоскость - это развертка показателей качества знаний. На ней нанесены три основные линии: СГ-для среднегимназического уровня; СМ - для среднемассового уровня; Н - для уровня вдвое ниже среднемассового.

Условно можно считать, что графики для школ или классов вы­сокого уровня ("5") лежат выше линии СГ; если график проходит между линиями СГ и СМ - результат работы можно считать хорошим ("4"); если график расположен между линиями СМ и Н, то результат можно считать удовлетворительным ("3"), если график лежит ниже линии Н, то дела плохи ("2").

Причины закономерного падения качества обучения с 1 по 4 классы и далее в среднем и старшем звене:

1)      увеличение объема материала,

2)      отсутствие технологий повторения по русскому языку и математике.

 Обычно самые большие потери в дошкольной ступени обучения, они обусловлены тем, что дети не посещают садики, лишены общения со сверстниками, и у них образуется задержка эмоционально-речевого развития.

Основная причина потерь в первой ступени - недостаточный уровень общеучебных умений: низкая скорость чтения, письма, вычислений.

Две основные закономерности, на которые непременно надо обратить внимание, это закономерности И.Марева и Д. Хейса.

Первая касается зависимости благосостояния государства от образованности населения: инвестиции в образование приводят к его усилению и укреплению науки, к разработке и освоению новых производственных технологий, к увеличению производства товаров. Все звенья этой цепочки должны быть обеспечены в экономическом и кадровом отношении, иначе цепочка может прерваться и тогда, как следствие, неизбежен промышленный кризис.

Вторая закономерность (кольцо преемственности по Д. Хейсу) состоит в решающем значении для состояния системы образования ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между всеми ее ступенями: от развития детей в дошкольный период зависят их успехи в начальной ступени, от сформированности общеучебных  умений зависят результаты обучения во вто­рой ступени школы, затем это сказывается в системности знаний вы­пускников школ, в качествe вузовской подготовки; наконец, связи замыкаются на детях следующего поколения. Замкнутый характер связей приводит как к усилению всей системы при улучшении работы любой ее ступени,  так и к ослаблению всей системы при бесконтроль­ном снижении качества работы любого ее звена. Огромный вред нанесло пренебрежение проблемами дошкольного образования, умышленно скрываемое безотметочным обучением в первом классе: сейчас только половина первоклассников может заниматься на "4" и "5". Пренебрежение общеучебными умениями привело к уменьшению числа хорошо занимающихся пятиклассников до 32 процентов. К девятому классу этот показатель падает еще вдвое из-за неоправданного обилия одновременно изучаемых предметов. Ставка школ на работу только с одаренными детьми тоже оказалась несостоятельной. Необходимо заботиться о максимально возможном развитии всех учащихся.

Общеизвестно, что ученики, снизив за лето уровень общеучебных умений, учатся в первой четверти хуже обычного. Проведенные исследования показали, что скорость чтения снижается более чем у половины учащихся, скорость письма - у двух третей, вычислительные навыки сохраняются только у четвертой части школьников. Игнорирование этой закономерности нельзя считать разумным, а восстановление их в начале учебного года в первой и второй ступенях школы считать основной задачей первой четверти.

Во второй четверти сказывается, что по ряду предметов дети не осваивают терминологию, слабо владеют обычной репродукцией. Ос­новная задача второй четверти должна состоять в усилении репродук­тивного освоения языка учебных предметов.

Третья четверть - это четверть усиления для большинства учеников алгоритмического применения  знаний и умений. Творчество пока им недоступно: если ученик имеет тройки по большинству предметов, то даже алгоритмическое применение знаний вызывает у него организационные трудности. Надо для каждого ученика создать зону по­вышенного внимания - выделить два предмета, по которым его будут чаще спрашивать. Это гораздо лучше, чем стихийное барахтанье и по­топление в необъятном для него море информации.

Только в четвертой четверти можно форсировать творчество: необходимые знания уже накоплены, теперь можно их преобразовывать, систематизировать и активно применять. Итак, в соответствии с существующими закономерностями основные задачи четверти учебного года имеют такой вид:

первая - восстановление общеучебных умений;

вторая - овладение репродуктивным языком предметов;

третья - оптимизация алгоритмического применения;

четвертая - форсирование творчества.

решение одной или двух из этих задач не приводит к успеху.  

Исследования показали, что наибольшие потери (50% и более)  дает дошкольная ступень образования.  Межрегиональной, экспериментальной площадкой "Преемственность"  (научный руководитель Н.В.Зайцев) была проведена оценка уровня развития дошколят по 23 признакам, и оказалось, что у бу­дущих первоклассников мал словарный запас, не развита ассоциативная и зрительная память.

            Поэтому необходимо с самою первого дня появления в школе уделить внимание первоклассникам, использовать диагностику для дальнейшей технологичной работы по подготовка психики к развитию речи.

Необходимо также уже во втором полугодии использовать внеурочные  пятиминутки  жужжащего чтения и ежедневные  зрительные диктанты  по  И.T. Федоренко - для развития оперативной памяти. А выставление в первом классе высоких оценок, отметок "4" и "5" помогают формированию правильных отношений семьи и школы, а еще способствуют,  как показали  исследования, улучшению результатов начального обучения.         

Все мы знаем существующие  официальные нормативы общеучебных умений, но есть сомнения в том, что эти нормативы обеспечивают нормальную  учебу школьников при переходе из первой во вторую ступень обучения, этот переход сопровождается удвоением объема изучаемого материала и обнаруживает крайне неприятные вещи: 

·         оказывается, что дети читают  медленнее, чем говорят; при ско­рости разговорной  речи  120-150 слов  в минуту (a y отдельных холериков более 200) нормативная  скорость чтения составляет 90 слов  в минуту,

·         скорость письма (40-45  букв в минуту) явно недостаточна и вызывает paздражение учителей русского языка, которым надо за два года "прогнать" 48 орфограмм,

·         что "легче" всех  жить учителям математики, так как нормативы вычислительных умений вообще отсутствуют.

 

Все названное является закономерным следствием   введения  нормативов "от достигнутого уровня" в условиях переполненных классов. При таком подходе успеваемость не может не падать. Были собраны данные по  многим школам  и установлено, с  какой средней скоростью  читают, пишут и вычисляют пятиклассники-отличники, хорошисты, троечники.

 

 

Скорость чтения (количество слов в  минуту) 

Скорость письма (количество слов в минуту)

Скорость вычислений(количество цифр в минуту)

Отличники

150

80

40

Хорошисты

120

60

30

Троечники

90

40

20

 

            Конечно, нельзя ставить задачу сделать  всех учеников отличниками - этот уровень доступен немногим.  Но нормативно-троечный уровень тоже нельзя выбрать  в качестве ориентира. Надо стремиться к тому,  чтобы большая часть учеников уже в пятом классе имела уровень хорошистов: 120/60/30.

Это потребует усиленной тренировки  в течение всего учебного года. При этом на­до проводить  ежемесячные контрольные замеры, стимулирующие еженедельные взаимозамеры и ежедневные самозамеры. И надо ввести единые требования для их проведения.                                                                                 


ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Учитель при всем своем желании не сможет  в полной мере осуществлять  индивидуальный подход в  обучении; в лучшем случае возможен лишь учет  индивидуальных особенностей школьников в коллективных формах работы.   А это требует немедленного повышения технологичности, систематического проведения диагностики классного коллектива с целью выявления и учета его типичных особенностей.

            Диагностику классного коллектива следует понимать как статистическую оценку и сравнение влияния факторов разной природы (социальных, психологических, педагогических, медицинских и др.) на результаты учебной деятельности.

Для практического проведения диагностики необходимо:

- определить  количественную оценку успеваемости каждого ученика (в первой    четверти можно взять результаты прошлого учебного года);

-  провести  замеры скорости чтения, письма и вычислений;

-  оценить  степень влияния общеучебных умений на успеваемость;

-  сравнить  их реальный уровень с минимально необходимым;

-  сделать и зафиксировать выводы для  последующего технологического тренажа.  

             Отличие технологий от обычных методик -  более строгий учет психолого-дидактических  закономерностей и результатов диагностики. Это и позволяет получать уверенно  хорошие результаты при меньших затратах  времени и труда. Среди частных педагогических технологий наибольшей популярностью пользуются технологии совершенствования общеучебных умений, а среди них основными следует считать те, которые  позволяют быстро наращивать скорость чтения, письма и вычислений  до оптимальных значений без ущерба для качества этих умений,  т.е. позволяющих учиться на «4» и «5».

Основная зона  применения технологии достижения оптимального чтения (т.е. со скоростью разговорное  речи - 120-150 слов в минуту для русскоязычных школьников) - это 2-3 классы.

Основная зона применения технологии обеспечения достаточной скорости письма (60 букв в минуту) - это 3 классы, но ее можно  применять и во вторых классах.

Основная зона технологии совершенствования вычислительных  умений, позволяющая достигать скорости  30 цифр в ми­нуту при умножении двузначных чисел, - это 3  классы.

 Совершенствование общеучебных умений не отразится сразу на увеличении качества знаний, но послужит почвой для его роста в конце учебного года.
Категория: Мои выступления | Добавил: Ujylfr (26.06.2010)
Просмотров: 2240 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz