Четверг, 25.04.2024, 04:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои выступления [14]
К педсовету [47]
Материалы к выступлению
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады » К педсовету

Проектная деятельность в начальной школе

Актуализация проведения проектной деятельности

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально  для начального звена школьного обучения, поскольку  с позиции  отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева,  В. В. Рубцова и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения.  Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью  творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся,  их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают  новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.  Помимо  традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в  сотрудничестве, разноуровневое обучение, "портфель ученика индивидуальный и дифференцированный подход к обучению,  ”, внедряется проектная деятельность. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

 

Работая много лет над проблемой повыше­ния качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной  мотивации учащихся, самостоятельное  овладение знаниями, творческий подход  в обучении. Для  меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся.

 

         Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности  подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему  теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.  На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность,  умение ориентироваться в информационном пространстве  и самостоятельно конструировать свои знания.

На мой взгляд, более актуальна проблема  не столько приобретения  конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.

 

Сущность  и история проектной деятельности

        Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались  параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение  в двадцатые годы в отечественные школы  прошлого столетия данного метода не  оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный  метод не использовался.    Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с  1993 года  в рамках  программы « Технология»    Под методом проектов в образовательной области "Технология”  понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

               Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХ1 века,  как предусматривающий  умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод творческого проектирования ориентирован на   средние и старшие звенья  школьного обучения, в начальной школе  до недавнего времени использовался редко

                      Главная идея проектной деятельности -  направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической,  теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.   Этот результат  называется проект.  Словарь С. И. Ожегова дает следующее значения  слова проект: 1)  разработанный план сооружения,  устройство чего – нибудь; 2)  предварительный текст какого- нибудь  документа;  3)план, замысел.4) « брошеный вперёд». Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности.  Проект – это мысленное  предвосхищение,  прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги,  творческого акта или действия. В более широком смысле  под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.  Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности,  в процессе работы над проектом  дети приобретают социальную практику за пределами школы,  адаптируются к современным условиям жизни.          Цели и задачи проектной деятельности

Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Как учитель – организатор проектной деятельности,  я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:

Цель внедрения проектного метода:

Ø Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

Ø создание условий для формирования  и приобретения  исследова­тельских умений учащихся, выработке самостоятельности и  инициативы,  способствую­щих развитию творческих способностей,   формирование активной жизненной позиции.

Метод  проектной деятельности

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через  детальную разработку проблемы, которая должна за­вершиться   практическим  результатом,  ощутимым и   применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать  интерес  школьников  к определенным  проблемам,  предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную  деятельность, предусматривающую решение одной или целого  ряда  проблем, показать  практическое применение полученных знаний. (Е.С.Полат) [90, с.66]. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.  Использование исследовательских  методов предусматривает  определенную  последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее  решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.) (Е.С.Полат).   В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к  технологиям обучения. Метод проектов, как  педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании  с   традиционными информационно- репродуктивными   методами обучения,  направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

    Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности,   основывается на интересах школьников,  приносит им удовлетворение, а значит,  личностно ориентирована на каждого ребенка. 

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать  критическое  и творческое мышление.

Деятельностный  метод обучения

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении  для развития личности и социализации школьников выявляются  через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности  при традиционной организации обучения.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

 

Решение дидактических проектных задач не нацелено на получение  объективно новых результатов, и потому открытия  обучающихся  не имеют  объективной ценности, это  « открытия  для себя» При этом « путь к открытию  для себя психологически может быть не менее труден… чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор»

Главным компонентом проектной деятельности должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи.

 Главное отличие учебных проектов от профессиональных - они должны быть сугубо дидактическими –« их разрешение должно подтверждаться целями определенной системы знаний умений и навыков»

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Характеристика проектного метода.

Исследователи характеризуют метод проекта  как:

·       Личностно – ориентированный;

·       Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

·       Развивающий умения самовыражения, самопрезентации  и  рефлексии;

·       Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

·       Воспитывающий целеустремленность, ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;

·       Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

·       Здоровьесберегающий.

 

Этапы работы над проектом

  В проектной деятельности  выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной  деятельности:

·       Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуж­дают, предлагают собственные идеи;

·       планирующий — подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, фор­мулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовы­ваются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (уче­ники: собирают материал, работают с лите­ратурой и другими источниками, непосред­ственно выполняют проект; учитель: наблю­дает, координирует, поддерживает, сам яв­ляется информационным источником);

·       информационно – операционный этап(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

 

·       рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллек­тивном обсуждении и содержательной оцен­ке результатов и процесса работы, осущест­вляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллектив­ной оценочной деятельности.

В зависимости направленности проекта могут выделены следующие этапы работы над проектом  младших школьников:

Мотивациоонный  этап или  Погружение в проект.

 Планирующий или проектировочный ( информационно - операционный, информационно- поисковый, информационно- исследовательский)

Практический или моделирующий.

Контрольно- коррекционный (  Самооценка и координация  готовности к защите проекта и )

Защита проекта или презентация.

Рефлексивно- оценочный или заключительный, итоговый.

 Стадии работы над проектом - это  — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, -  папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Прогнозируемые результаты

Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных  структурных единиц процесса обучения, способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

развитию познавательных  и творческих способностей,  активности и организованности,  и самостоятельности и целеустремленности учащихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

        

 Источник 


Категория: К педсовету | Добавил: Ujylfr (29.10.2011)
Просмотров: 10053 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz