Пятница, 26.04.2024, 15:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои выступления [14]
К педсовету [47]
Материалы к выступлению
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады » К педсовету

Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода*
Реализация метода проектов в практике обучения младших школьников
 
Организационные вопросы.

Время педагогического (но не ученического) проекта составляет от полугодия до целого учебного года. Такой достаточно длительный временной отрезок связан с выявлением оригинальных тем ученических проектов и основательной работой над ними.

Кто принимает участие в работе над проектами?

Приветствуется участие детей из разных классов и даже из разных школ (при условии сотрудничества педагогов-единомышленников), хотя работа также может проходить в рамках одного класса. Важно,чтобы это были учащиеся одной возрастной параллели (например, только второклассники) или двух близких (например, второклассники и третьеклассники или третьеклассники и четвероклассники).

В начале года или полугодия учитель объявляет о планирующейся работе, особо не вдаваясь в раскрытие
содержания понятия «проект» и процессуальных сторон предстоящей деятельности. Акценты в речи учителя расставляются на таких моментах,как «увлекательная работа», в которой дети смогут проявить свои способности, «праздничное мероприятие», на которое будут приглашены родители, но с уточнением, что это «непростое дело», требующее времени и усердия. После такого объявления сразу же появляется большое количество желающих заняться
«увлекательной, но непростой работой», однако реальными её участниками станут только те дети, которые
предложат интересные идеи для исследования и смогут целенаправленно над ними работать.
Итоги будут представлены на заключительном праздничном мероприятии (конкурсе детских проектов, детской конференции) в конце года, на котором будет присутствовать разнородная публика: одноклассники, родители, педагоги, жюри. Самыми главными зрителями будут, конечно же, дети, из особенностей внимания и устойчивости восприятия которых мы также должны исходить. В связи с этим строго регламентируется время выступления участников: не более пяти минут само выступление плюс ответы на вопросы – две минуты. Таким образом, время проведения мероприятия от начала до конца не
должно превышать полутора часов
(при необходимости можно сделать
небольшой перерыв). При превыше
нии этих норм всё действо становится
затянутым, утомительным не только
для детей, но и для взрослых. Жела
тельно проведению такого праздника
посвятить свободный от уроков день,
например субботу. Временная регла
ментация позволяет включить в кон
курс не более десяти участников, о
чём должен помнить учитель, плани
руя количество проектов.
Презентация, или Начнём с конца.
Итак, предположим, что педагог
проникся идеями проектирования и
готов начать работать с детьми в этом
направлении. С чего начать? Прежде
всего с понимания того, что, как бы
тщательно ни была организована ра
бота над проектом, ребёнок, не сумев
достойно представить её результаты,
получит глубокое разочарование и не
желание в дальнейшем работать над
другими проектами. Таким образом,
презентация – последний в перечне
этапов проектной деятельности, но
далеко не последний по значимости.
«Умение представить созданный про
дукт в форме, адекватной ситуации,
умение "подать товар лицом" – одна
из наиболее востребованных социаль
ных компетентностей. <…> Создавая
продукт, ученики поначалу "не ви
дят" его глазами внешнего наблю
дателя и, лишь приобретая опыт
презентаций, постепенно учатся это
му», – пишет К.Н. Поливанова, к
чьему мнению мы полностью присо
единяемся [3, с. 151–152].
Наличие презентации в цикле про
ектной деятельности, на наш взгляд,
несёт две важные функции. С одной
стороны, это демонстрация значимой
для школьника аудитории ре
зультатов проделанной работы,проживание ребёнком ситуации успе
ха. С другой стороны, участие в ме
роприятии одноклассниковзрите
лей, которые по ряду причин не при
няли участия в работе над проектами,
но после удачных, интересных по су
ти и по форме выступлений своих то
варищей будут мощно мотивированы
на участие в проектной деятельности
в дальнейшем. Кроме того, содержа
тельный компонент презентации поз
воляет в ненавязчивой форме донести
до школьниковзрителей знания о
какомлибо культурном феномене,
явлении природы, интересном чело
веке. И это тоже значимая образова
тельная задача педагогического про
ектирования, которую нельзя игно
рировать.
Следует отметить, что ориентация
подготовки презентации исключи
тельно на членов жюри влечёт за со
бой ряд несвойственных младшему
школьнику моментов: выбор «акту
альной» темы, которую «посоветова
ли» взрослые (например, в русле
национальнорегионального компо
нента); наличие в тексте презентации
методологического аппарата исследо
вания; «тяжёлый», насыщенный на
учными терминами и многочислен
ными датами язык изложения; эмо
циональные вставки, рассчитанные
на проявление у взрослых умиления
«детской непосредственностью», и пр.
Наша практическая работа выяви
ла ряд продуктивных положений, ко
торые мы учитывали при подготовке
устной презентации ребёнка:
1. Текст презентации должен быть
органичен для ребёнка данной воз
растной группы. Понятно, что по
мощь в его составлении оказывают
взрослые в плане соблюдения логики
повествования и регламента объёма,
но основные фрагменты составляют
ся, буквально пишутся под диктовку,
со слов ребёнка о проделанной работе.
Элементы реферативности в тексте
выступления должны быть миними
зированы. В целом это рассказ о том,
как появилась идея проекта и как
она осуществлялась со всеми возни
кающими трудностями и бытовыми
подробностями. Чтобы избежать го
лословности, приведём пример текста
презентации ученика 2го класса
Павла Пакшина.
 Самая маленькая птица на Земле
На уроке окружающего мира я узнал
про самую маленькую птицу на Земле –
колибри. Самый мелкий вид колибри –
карликовая пчёлка – размером всего
6 см в длину. И если яичко, снесённое
колибри, имеет размер с горошину, а
гнёздышко с половину грецкого ореха,
то какого же размера должны быть птен%
цы колибри? Уже тогда эта птица меня
очень заинтересовала, а позже я получил
домашнее задание: подготовить о ней
доклад для учеников 1%го класса.
Чтобы первоклассники могли лучше
представить себе колибри, мы вместе
с мамой и папой сконструировали
гнездо и птичку. Из половинки грецкого
ореха, из которого я удалил содержи%
мое, получилось гнёздышко, вместо
паутинок и пуха я положил на дно ваты.
Яички заменили две горошины, которые
я покрасил в белый цвет. Конечно,
сложнее всего было сделать саму птич%
ку. Нужно было соблюсти все размеры
тела птички и найти пёрышки. Для этого
мы распороли подушку. Слепили из
пластилина фигурку птицы и распреде%
лили перья в нужном порядке. Для того
чтобы можно было «ощутить» размеры
колибри, понять, насколько она мала,
мы добавили в нашу композицию ещё
и бабочку среднего размера. Вот что
у нас получилось…
В природе колибри имеют очень кра
сивую, необычную окраску, которая ме
няется в зависимости от освещения.
Чтобы наша колибри выглядела как на%
стоящая, я покрасил её акварельными
красками и перламутровым лаком.
Колибри – настоящие воздушные ак%
робаты. Они умеют летать в любом на%
правлении – и головой вперёд, и хвостом
вперёд, могут зависать на одном месте,
взлетать почти вертикально, как верто%
лёт, и падать почти отвесно. Такого
мастерства полёта эти птицы достигают
из%за очень частого махания крыльями –
до 23 взмахов в секунду! Учёные замери%
ли скорость летающих колибри: во время
охоты она бывает до 150 километров в
час! Такую скорость развивает легковая
машина на трассе.
Питаются колибри насекомыми, пау%
ками и нектаром цветов. С помощью
языка%трубочки и длинного клюва ко%
либри и сами пьют нектар, и кормят им
своих птенцов. Несмотря на крошечный
размер, суточный рацион колибри в
2 раза больше её массы. По моим под%
счётам, это как если бы ученик 2%го
класса съедал в сутки около 60 кг пищи!
Вынуждает их к этому образ жизни,
при котором расходуется очень
много тепла и энергии. Чтобы пополнить
питательные запасы своего тела, колиб%
ри должны питаться через каждые 20
минут!
Интересен и тот факт, что колибри
способны впадать в летаргический сон.
Ночью, когда температура окружающего
воздуха понижается, птичка впадает в
оцепенение, температура её тела пада%
ет, дыхание становится еле заметным.
Таким образом колибри уменьшает рас%
ход энергии. А с наступлением утра и
повышением температуры воздуха ко%
либри возвращается к своему обычному
состоянию.
К сожалению, колибри живут только на
Американском континенте и плохо раз%
множаются в неволе. Когда я вырасту,
мне бы хотелось съездить в Америку
и увидеть этих удивительных птиц в
природе. Надеюсь, что в будущем учё%
ные смогут акклиматизировать колибри
на нашем континенте.
Я думаю, что способность этой птицы
жить в жарком и влажном климате, эф%
фективно опылять цветущие растения,
уничтожать вредных насекомых может
быть хорошо использована при выращи%
вании овощей в теплицах. И колибри
смогут составить серьёзную конкурен%
цию пчёлам и шмелям, которых сегодня
специально закупают и используют для
опыления овощей.
В ходе работы над проектом я узнал
много интересного из жизни самой
маленькой птицы на земле. Например,
меня поразил тот факт, что когда на
колибри готовится напасть змея, то кро%
шечная птичка разгоняется и со всей
своей крошечной силой впивается клю%
вом в глаз змеи.
При изготовлении макета птички и
её гнезда я научился у папы, как при%
креплять веточку к основанию поделки,
а также птичку и гнездо к веточке. Ещё
я научился составлять выступление для
своих младших товарищей, а это было
совсем не просто, потому что перво%
клашки очень непоседливы и будут слу%
шать лишь в том случае, когда им это
действительно интересно. Мне при%
шлось не раз изменять текст после заме%
чаний моей учительницы.
2. Обязательной частью выступле
ния должна быть рефлексия ребёнка
на получение знаний и практических
умений во время работы над проек
том. Рефлексия завершает презента
цию и выражается в следующей
формулировке: «В ходе работы над
проектом я узнал…, меня удивило…,
а также я научился…».3. В ходе презентации должен быть
осуществлён действенный показ про
дукта деятельности, которым может
быть:
1) изделие – макет, модель, пред
мет для практического использова
ния (например, кормушка для птиц,
изготовленная из бросового материа
ла; рисунки снежинок по представле
нию и после практического наблюде
ния; Красная книга некоторых ред
ких или исчезающих видов растений
или животных региона; модель ино
планетянина и т.д.);
2) лабораторный опыт, который
входил в экспериментальную часть
проекта (например, моделирование
процесса солнечного затмения; про
цесса подъёма рабочими каменных
блоков во время строительства пира
мид в Египте и т.д.);
3) практическое умение (напри
мер, построение правильного шести
угольника; построение эллипса – ор
биты планет; определение длины сво
его шага; вычисление на русских
счётах и т.д.).
Говоря о демонстрации продукта,
мы подчёркиваем действенную сторо
ну этого процесса, т.е. показ должен
быть осуществлён на глазах у публи
ки. Например, ребёнок не только рас
сказывает, что получится, если раз
резать лист Мёбиуса по линии, прове
дённой вдоль листа, но и показывает.
Включение действенного показа в
презентацию исключает формальный
подход к выполнению проекта, сокра
щает вербальную часть выступления,
делает его интересным и зрелищным.
В том случае, если действенный показ
трудно осуществить, можно проде
монстрировать с помощью слайдшоу
последовательность процесса работы
над проектом, заблаговременно фо
тографируя этапы.
3. Использование мультимедий$
ных средств в ходе презентации до
пустимо в случае специфичности
темы, предполагающей наглядность,
но не является обязательным атрибу
том выступления. При этом слайд
шоу должно быть не мелькающим
фоном за спиной ребёнка, а иллюст
рацией, подтверждающей его слова.
Желательно, чтобы выступающий
жестикуляцией или с помощью
указки обращался к наглядному
материалу, представленному в
слайдшоу.
4. Использование в презентации
формы театрализации является
сложным не только по организацион
ным соображениям, но и в содержа
тельном плане. Очень трудно найти
материал, который можно было бы
представить в этой необычной для
демонстрации форме. Возможно, эти
трудности в работе объясняются обра
щением к содержанию предметов
естественноматематического цикла
(проекты гуманитарного направления
представляют большие возможности
для театрализации). Вместе с тем все
усилия по поиску такого материала,
написанию сценария, режиссёрскому
оформлению окупаются сторицей.
Несомненно, театрализация украша
ет мероприятие и даёт возможность
детям с актёрскими способностями
реально их проявить. Особенно это
актуально при отсутствии в школе
драматического кружка.
«Союз семьи и школы» – не просто
лозунг.
Говорить о полной самостоятель
ности ученика в работе над проектом
даже в старшей школе – по меньшей
мере странно. Проектная деятель
ность не только предполагает, но и
нацеливает ребёнка на обращение к
взрослому как источнику информа
ции и носителю определённых про
фессиональных и личностных компе
тенций. Как мы отнесёмся к тому, что
учитель подскажет интересную идею,
принесёт из дома для ребёнка свою
книгу, поможет в создании мульти
медийной презентации? Наверняка
положительно, так как это будет рас
цениваться как процесс поддержки и
управления проектной деятель
ностью школьника. Так почему же
это не могут делать родители? На наш
взгляд, активное участие взрослых в
детском проекте – обязательное усло
вие. Родители так же, как и ребёнок
и учитель, ведущий проект, являют
ся субъектами образовательной дея
тельности. В этом и заключается идея
компетентностного подхода.
«Как показывает практика, роди
тели и взрослые (не педагоги) участ
вуют в образовательном процессе,
обеспечивают ориентацию учащихсяна овладение знаниями, социально
значимыми для жизни, а также акту
ализируют внутреннюю потребность
учащихся к самосовершенствованию
сознания и поведения» [2, с. 16].
Мы предлагаем «вывести из под
полья» и легализовать деятельность
взрослых при условии, что эта дея
тельность не пущена на самотёк и
управляется со стороны руководите
ля проекта, особенно на начальных
этапах работы. Наша практика пока
зала, что представление родителей о
работе над проектом сводится к на
хождению информации для ребёнка и
за него. Такой подход нас не может
устроить, поэтому общение педагога с
родителями ведётся от начала и до
конца работы как с субъектами про
ектной деятельности. Более того, мы
приветствуем участие не только чле
нов семьи, включая бабушек и деду
шек, братьев, сестёр, но и всех людей
из их окружения, которые принима
ют участие в детском проекте. Лишь
бы это было на пользу дела!
Трудно дать оценку опыту, кото
рый получает ребёнок в процессе та
кой работы. Образуется как бы мини
проектный коллектив, который сооб
ща работает над одной проблемой.
Всех людей, принявших участие в
проекте, мы вносим в программу кон
курса в список под названием «руко
водитель проекта». Не скроем, одной
фамилией этот перечень не ограни
чивается.
Кроме того, родители при необходи
мости становятся ассистентами своих
детей в ходе презентации. Они помога
ют выполнить какоелибо действие,
затруднительное для ребёнка в усло
виях действенного показа, находят
ся у аппаратуры для демонстрации
слайдшоу, отвечают, в случае затруд
нения ребёнка или в качестве дополне
ния, на вопросы. И самое главное, раз
деляют успех своего ребёнка не только
от результатов процесса, но и от пути,
пройденного совместно.
«Нам не дано предугадать, как
слово наше отзовётся…», или Поиск
темы проекта.
В ряде источников описывается
способ работы над общей темой, в кон
тексте которой учащиеся выбира
ют интересующие их подтемы
(см., например, [1]). Учёт собствен
ных устремлений и интересов школь
ника подводит нас к другим путям
выбора темы проекта, которые мы
использовали в своей работе:
1. Как дальнейшее развитие инте$
реса, возникшего у ребёнка в процессе
изучения какой$либо темы в рамках
урока. В нашей практике этот путь
оказался самым распространённым.
Задача учителя – увидеть интерес ре
бёнка к конкретному предметному
вопросу и развить его до рамок проек
та. Например, на уроке математики
при изучении темы «Килограмм»
учитель предложил детям практиче
скую работу: измерить массу
собственного портфеля с помощью
безмена и напольных малогабарит
ных весов. Ученик, который вносил
получившиеся данные в таблицу, за
интересовался, почему масса учени
ческих рюкзаков такая разная – от
2 до 4 кг. Учитель предложил ему ис
следовать этот вопрос, что в дальней
шем вылилось в полезный для всех
учеников практикоориентирован
ный проект «Сколько весит школь
ный рюкзак?».
После определения темы учитель
составляет для ребёнка проектное за$
дание, которое будет являться при$
мерным ориентиром для совместной
деятельности. Вот, например, как
выглядело проектное задание к вы
шеназванной теме:
Специалисты из Института возраст%
ной физиологии РАО утверждают, что
ношение школьниками тяжестей может
вызвать у них даже остановку роста.
Считается, что ученик начальных классов
не должен поднимать тяжести более
1/10 своего собственного веса.
Проведи измерение. При помощи ве%
сов измерь массу портфелей учащихся
твоего класса. Попроси каждого ученика
составить список предметов, которые
находятся в его портфеле. Выясни, на%
сколько необходимы были предметы,
принесённые учениками в этот день.
Занеси данные в таблицу.
Изучи требования, которыми необхо%
димо руководствоваться при покупке
школьного рюкзака:
1. У ребёнка 6–7 лет формируется
костно%мышечный аппарат, поэтому
ношение сумок через плечо исключает
ся. Только ранец с двумя широкими
лямками.2. Ранец должен быть сшит из облег%
чённой ткани, желательно со светоотра%
жающими полосками для безопасности
на дорогах.
3. Дно ранца должно располагаться на
5 см ниже поясницы школьника.
Проверь, соответствуют ли рюкзаки,
которые носишь ты и твои одноклассни%
ки, данным требованиям.
Сформулируй выводы.
Проектное задание указывает на
основные направления деятельности
школьника, но при этом могут воз
никнуть внеплановые идеи, которые
только разовьют и украсят проект.
В случае с портфелем это был анализ
статистики заболеваний опорнодви
гательного аппарата учащихся шко
лы, а также изучение ассортимента
школьных портфелей в больших ма
газинах города.
2. Как рассмотрение одного из ас$
пектов темы$увлечения, к которой
учащийся имеет длительный и стой$
кий интерес. Обычно школьники,
увлекающиеся определённой темой
из области науки или искусства,
достаточно много знают о предмете
своего интереса. Задача педагога –
найти в этой обширной области не
большую подтему, которая была бы
интересна в плане исследования, но
визны для самого ученика, а также
в плане требований к представлению
результатов, о которых мы упомина
ли выше. Например, для ученика, ко
торый интересуется планетами Сол
нечной системы, мы составили такое
проектное задание.
Возможно, жизнь существует не толь%
ко на Земле, но и на других планетах.
Найти её признаки пока не удалось, но
химические элементы, из которых состо%
ят земные организмы, обнаружены во
всех уголках Вселенной.
Предположи, какие существа могли
бы жить на планетах Солнечной системы.
Выбери одну из планет Солнечной
системы. Собери об этой планете как
можно больше информации. Узнай её
размеры, силу тяготения, холодная она
или жаркая (далеко или близко находит%
ся относительно Солнца), какова её
поверхность.
С учётом собранной информации
представь, какой формы и размеров
может быть тело придуманного тобой
инопланетянина, как он дышит, пе%
редвигается, питается.
Нарисуй своего инопланетянина и
расскажи о нём и о его планете одно%
классникам.
При составлении подобных проект
ных заданий учитывается имеющая
ся у ребёнка база знаний по теме.
Включение в предложенное задание
понятий «химические элементы»,
«сила тяготения» свидетельствует о
персонализированном характере та
ких заданий.
3. Предложение темы учителем.
В классе обычно есть активные дети,
которые очень хотят участвовать в
проектной деятельности, но не имеют
собственного увлечения и на данный
момент не высказывают заинтересо
ванности предметными вопросами.
Их активность особенно возрастает,
когда другие дети начинают работать
по своим темам. Всем желающим пе
дагог предлагает на выбор одну из тем
и, соответственно, разработанные к
ним проектные задания, которые
представлены в большом количестве
и интегрированы из разных предмет
ных областей.
После выбора темы ученик получа
ет проектное задание, и начинается
индивидуальная работа с каждым
проектантом. Заметим, что для вы
полнения профессионального проек
та характерно соблюдение определён
ных этапов деятельности:
1. Планирование деятельности.
2. Исследовательский этап.
3. Технологический этап.
4. Испытание проектного продукта.
5. Обобщение деятельности, вы
воды.
6. Представление результатов дея
тельности.
Перечисленные этапы имеют место
и в детском проекте, но их последова
тельность и изначально планируемое
содержание могут незначительно или
кардинально меняться, так как весь
этот процесс носит вероятностный ха
рактер. Учитель вместе с учеником
определяет примерные сроки выпол
нения определённого этапа. Каждый
пройденный этап работы анализиру
ется, соотносится с замыслом проекта
и сопоставляется с уже проделанны
ми и будущими этапами. В такой ра
боте нет чётких рекомендаций, всё
зависит от отношения субъектов квыполнению проекта, будь то ученик,
учитель или родители, и от объек
тивных условий, которые могут как
способствовать проектному процессу,
так и тормозить его.
Вместо заключения.
Работа по организации проектной
деятельности в русле компетентност
ного подхода требует от учителя ос
мысления и принятия новых идей,
больших личностных и временных
затрат. Перед учителем всегда встаёт
выбор: «Быть или не быть?». Наш
опыт работы с младшими школьни
ками в рамках проектной деятельно
сти даёт такой ответ ищущим педаго
гам: «Конечно, быть, так как главное
в нашей работе – не отчёт перед вы
шестоящими органами, а конкрет
ная, реальная деятельность по обуче
нию, воспитанию и развитию наших
прекрасных учеников. Дерзайте! По
верьте – результат превзойдёт все
ваши ожидания».
Литература
1. Горячев, А.В. Проектная деятельность
в Образовательной системе «Школа 2100» /
А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и
После. – 2004. – № 5. – С. 3–8.
2. Маскин, В.В. Алгоритм перехода образо
вательного учреждения к компетентностно
му подходу : практич. пос. / В.В. Маскин,
А.А. Петренко, Т.К. Меркулова ; под ред.
В.В. Маскина. – М. : АРКТИ, 2006.
3. Поливанова, К.Н. Проектная деятель
ность школьников : пос. для учителя / К.Н. По
ливанова. – М. : Просвещение, 2008.

  

Источник

Категория: К педсовету | Добавил: Ujylfr (29.10.2011)
Просмотров: 3189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz