При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
Можно выделить механизмы системного обновления в образовании:
- обновление содержания;
- формирование универсальных учебных действий;
- современные технологии обучения;
- новая система оценивания результатов;
Средства для системного обновления в образовании - введение ФГОС общего начального образования (ФГОС ОНО). ФГОС основа коллективного договора между государством, родителями, педагогическим сообществом. Приоритетные ценности – гражданственность, Отечество, здоровье, семья, экологические проблемы; качества – доброта, уважение к старшим, ответственность, самостоятельность, творческий подход к решению любой задачи; умения - работать с информацией, правильно и грамотно выражать свои мысли, работать с компьютером, работать в команде, импровизировать, вести диалог, решать проблемы.
Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество. Миссия школы по реализации творческого потенциала младшего школьника включает:
1. По отношению к учащимся – создание развивающего образовательного пространства, обеспечивающего личностный рост и социализацию
2. По отношению к педагогам – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, повышение уровня педагогического мастерства
3. По отношению к родителям – вовлечение их в совместную деятельность
4. По отношению к социуму – развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения.
Образовательное пространство младшего школьника:
• Учебное сотрудничество в поиске информации, умение задавать «умные вопросы»
• Организация совместного действия
• Освоение форм оценивания собственного результата: полидеятельность, совместная работа: кооперация, опробывание своих способностей, получение продукта.
Учителя начальной школы испытывают трудности в осознании новых целей начального образования, отсюда слабая ориентировка в широком арсенале учебных средств, неумение работать в нестандартной учебно-практической ситуации.
Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.» (Л. Выготский).
Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности:
• Формирование учебных действий (ЗУНы + развитие широких познавательных интересов, инициативы любознательности);
• Постановка и решение учебных задач (поиск и решение, конкретизация решенной поставленной учебной задачи);
• Система решения учебных задач (система действий направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта);
• Отработка технологий создания и реализации проектных задач;
• Формирование учебного сообщества класса.
Образовательное пространство в лицеи создается на основе изучения запросов и интересов родителей учащихся начальной школы, что определяет направление и содержание вариативной части образовательного процесса.
Во внеурочной деятельности отдается предпочтение таким направлениям развития личности как: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, общекультурное. Эти направления могут быть реализованы через различные формы деятельности – кружки, проектные задачи, конференции, олимпиады, соревнования и др.
Организационная структура ведения внеурочной деятельности включает две составляющие: системность и деятельностный подход .
Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в школе, проявил интерес к содержанию школьной жизни.
Для этого разработаны организационно – управленческие и педагогические действия, которые помогут в преодолении объективных и субъективных трудностей участников образовательного процесса по организации проектной деятельности младшего школьника:
1. Учет возрастных особенностей младшего школьника, использование теории деятельности.
2. Ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса (годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности).
3. Использование дополнительных средств вовлечения детей в содержание через проектирование и решение проектных задач.
4. Моделирование проектных задач позволяющее организовывать разновозрастное общение и групповое взаимодействие.
Одно из инновационных направлений развития школы – построение проектной деятельности школьников, вернее, ее первого этапа, ориентированного на начальную школу, где должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых может развернуться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему шагу – к подростковой школе. Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования (переход на задачный принцип построения учебного процесса, ориентированность на освоение предметных способов действий и формирование УУД) и в организации образовательного процесса. Следует переход на динамическое расписание и введение коллективных (групповых, парных) форм работы учащихся, принципиально новая система оценивания.
Список литературы:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня/ 2008.№4
2. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. – М.: Просвещение – 2010.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. – 2008
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение. – 2009.
Источник
|