Сказки А.С. Пушкина как основа проведения динамических пауз и игровых занятий
В первых классах проходит три занятия в неделю в первой и во второй половине дня и длятся 45 минут. Два занятия в неделю на развитие памяти, внимания и мышления. А во вторых, третьих, четвертых и пятых 1 занятие в неделю во второй половине дня, которые длятся 45 минут.
Занятия проводятся в игровой, групповой форме со сменой игровой деятельности, что учит детей находиться в коллективе. Игровая комната, где проводятся занятия, полностью оборудована дидактическими играми, малым спортивным инвентарем, большим и малым мягкими конструкторами, лего, большими пазлами, настольными играми и т.д.
На занятиях используются подвижные игры, игры на развитие мелкой и крупной моторики рук, математические викторины, дидактические игры по математике, русскому языку и литературе, игры на развитие памяти и мышления, скороговорки, загадки, игры на смекалку и логику мышления.
Эти занятия приводят к расширению кругозора детей, повторению пройденного материала на основе тем, которые учителя указывают в планировании, обобщению и закреплению в игровой форме, не испытывая дополнительной учебной нагрузки по предметам.
Все занятия проходят под специально подобранную музыку и выстроены тематически. Вот некоторые темы предлагаемых занятий: «Здравствуй, школа и мой первый класс!», «Русские народные сказки», «Сказки А.С. Пушкина», «Приглашаем на космодром», «Масленица», «День Победы – славный праздник».
Темы занятий от первого класса к пятому усложняются. Проведение литературных викторин приобщают детей к чтению за счет проведения литературных викторин.
Мы можем рассмотреть принципы проведения занятий на основе темы «Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина с элементами подвижных игр».
Цель: обобщать и углублять знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина в игровой форме; развивать позитивное, логическое мышление и любовь к родному языку; формировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказок; воспитать артистические способности, чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.
I. Организационный момент До игры дети прочитали сказки А.С. Пушкина и выполнили иллюстрации к некоторым сказкам. Домашнее задание: по выбору детей выполнить инсценировку отрывка из любой сказки А.С. Пушкина в пантомиме. Перед началом игры дети разбиваются на две команды и выбирают капитанов команды, называются «Золотой петушок» и «Золотая рыбка». В игре используются лего, обручи с закрепленными на них рисунками коршунов, кегли, мячи.
II. Ход занятия
Ведущий: Друзья Людмилы Руслана! На звуки вещего баяна Спешите к нам скорей сюда, Где величавый дуб стоит И Лукоморье всех манит! Где сам поэт великий ин Вас снова в сказки пригласит! Сегодня, ребята, мы совершим удивительное путешествие в страну, где живут сказки А.С. Пушкина: 1. «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. «Сказка о золотом петушке». 3. «Сказка о попе и его работнике Балде». 4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Звучит музыка из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». Раскрывается доска, на которой размещены рисунки «У Лукоморья дуб зеленый», «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».
Ведущий: Ребята, наш литературный турнир мы начинаем с вопросов – разминки. За каждый правильный ответ дается жетончик команде. И так будет на всех этапах игры.
Первые вопросы команде «Золотой петушок»: 1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года) 2. Какими словами извещал петушок царя Дадона, о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку, царсвуй лежа на боку») 3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля») 4. Откуда эти строки? «Ветер, ветер? Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») 5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (№ раза) Ответы участников команды.
Вопросы команде «Золотая рыбка»: 1. С чем пришел невод? (Первый раз – с тиной, второй раз – с травой морскою, третий раз – с золотой рыбкой) 2. О каком времени года идет речь в начале «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (О зиме) 3. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне в «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Семь торговых городов, да сто сорок теремов) 4. Какое наказание придумала злая царевна молодой царевне? (Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам») 5. Чем угрожала злая царевна Чернавке? (Рогаткой)
Вопросы команде «Золотой петушок»: 1. Царь Дадон и Шамоханская девица? (Да) 2. Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет) 3. Коралевич Елисей и мертвая царевна? (Да) Вопросы команде «Золотая рыбка»: 1. Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет) 2. Попадья и золотая рыбка? (Нет) 3. Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да) Участники команд отвечают на вопросы на доске и получают жетон.
Ведущий: «Только в сказках золотые Лишь бывают петухи. А у нас здесь есть лихие, Удалые, озорные Петухи – озорники!» Сейчас, ребята, мы проведем подвижную игру «Бой петухов» (из каждой команды приглашаются по одному участнику, которые встают в круг, образованный расставленными кеглями. Прыгая на одной ноге и держа руки за спиной сцепленными, участники игры пытаются выбить противника из круга. Проводится игра. Побеждает та команда, которая больше всех выбила из круга участников другой команды.
Ведущий: Ребята, пока шел «Бой петухов», к нам пришли два письма от царя Дадона, ему надоело царствовать лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет Вам свои вопросы, да не простые, а мудреные (достает лист из первого конверта и читает вопрос команде «Золотой петушок»): «В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки». Узнаете, кто это и из какой сказки?
Учащиеся: Старуха из «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущий: Ну, а теперь вопрос команде «Золотая рыбка» (достает листок из второго конверта и читает): «Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно – золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь..!» О каком фрукте идет речь и из какой он сказки?
Учащиеся: Яблоко «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Ведущий: Молодцы, справились с заданием. А теперь вспомните, каким метким стрелком был Гвидон, он спас царевну Лебедь от злого коршуна. Интересно посмотреть, какие Вы стрелки, проведем конкурс «Меткий стрелок». В конце ковра установлены обручи на стульях, в обручах закреплены рисунки коршунов. Каждый участник команды должен шариком попасть в этот обруч с определенного расстояния. Побеждает та команда, которая больше всех попала. Ведущий проводит конкурс.
Ведущий: Молодцы, ребята! Продолжим наш турнир. «Вот попался мне листок, А на нем – обрывки строк, Вспомнить их мне помогите, Вы стихи восстановите! Игра на развитие памяти. Листок команде «Золотой петушок»: ВЕТЕР ПО МОРЮ… гуляет, И КОРАБЛИК… подгоняет, ОН БЕЖИТ СЕБЕ… в волнах, НА РАЗДУТЫХ… парусах.
Учащихся: «Сказка о царе Салтане».
Листок команде «Золотая рыбка»: ЦАРЬ С ЦАРЕВНОЮ…простился И В ДОРОГУ…снарядился, И ЦАРИЦА…у окна СТАЛА ЖДАТЬ…его одна.
Учащиеся: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь каждая команда показывает домашнее задание: показать в пантомиме отрывок из любой сказки, противоположная команда должна его отгадать. Команды «Золотая рыбка» и «Золотой петушок» показывают свои домашние заготовки.
Ведущий: а теперь конкурс капитанов! На ковре листы, вырезанные в виде рыбок и петушков, с обратной стороны которых написаны вопросы. Капитаны берут по-очереди листы и отвечают на них.
Вопросы капитану команды «Золотой петушок»: 1. С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? («Жил-был поп, толоконный лоб») 2. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Петушок) 3. Кем хотела стать старуха? («Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою»)
Вопросы капитану команды «Золотая рыбка»: 1. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля) 2. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу) 3. В какой сказке царица умерла от радости? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») Капитаны отвечают на вопросы и получают свои последние жетоны. Подводятся итоги и награждаются победители.
III. Заключительные слова ведущего
Ведущий: Когда Вы были маленькими, Вам читали сказки А.С. Пушкина. Сейчас Вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы, и Вы прочтете их своим внукам, открыв для себя что-то новое. Итак будет бесконечно. Пушкин будет с Вами всю жизнь! «К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова – алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Все скорей нам хочется узнать. Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза! Даже если мы уже не дети, В тридцать, сорок или шестьдесят, Убегаем мы игрою в детство, Убегаем к Пушкину опять! Убегаем в буйство свежих красок, В торжество добра над темным злом, Убегаем в Пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом!» На этом наше занятие закончено! Спасибо Вам! До свидания!