Водоёмы нашего края - Авторские разработки - Уроки, тесты, тренажёры - Каталог статей - Персональный сайт
Пятница, 31.10.2014, 17:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Авторские разработки [7]
Конспекты уроков, тесты, разработанные автором
Интересные находки [79]
Ресурсы Интернета, используемые на уроках
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 235
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки, тесты, тренажёры » Авторские разработки

Водоёмы нашего края


Дидактическая цель – создать условия для получения новых знаний по теме " Водоёмы нашего края ” на основе технологии критического мышления с ориентацией на понятия по теме, взаимосвязи рек с рельефом и климатом. Развитие информационно – коммуникативных компетенций. 

Место урока в изучении раздела: урок №2 в разделе "Родной край – часть большой страны”.

Тип урока: комбинированный
 
Цели урока по содержанию:
Образовательные:
Базовый уровень:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек республики в зависимости от рельефа и климата. Познакомить с крупнейшими водоёмами республики, своего района.
Повышенный уровень: Взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа.
Развивающие:
Базовый уровень: Уметь называть, показывать крупнейшие водоёмы республики 
Повышенный уровень: Объяснять взаимосвязи рек с рельефом и климатом.
Проанализировать модель "Части реки”.
Оценить влияние хозяйственной деятельности на водоёмы своей местности.
Воспитательные:
Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Технология критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Методы познания: мультимедийные демонстрации, статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнительный, сравнение, картографический, оценки.
Оборудование: Учебник "Мир вокруг нас” А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова, часть 1, стр. 154-158, компьютерная презентация, карты атласа, физическая карта мира и России, физическая карта Кабардино-Балкарии, раздаточный материал (открытые тесты).
Реализация целей урока будет достигнута через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Здоровье и психосберегающая среда создается через создание комфортных условий для проведения урока, интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдении санитарно – гигиенических требований.
 
Результаты урока. Знания о реках: элементах речной системы, особенностях равнинных и горных рек. Умения показывать реки на карте.

Ход урока


I. Орг. момент. 

II.Вводная беседа. 

- Родина! Это слово с детства знает каждый. А что такое Родина? Вспомните 
слова стихотворений и песен, в которых говорится об этом.
             Вижу чудное приволье,  
             Вижу нивы и поля -  
             Это русское раздолье, 
             Это родина моя.
 
             Вижу горы и долины,  
             Вижу реки и моря -
             Это русские картины,  
             Это родина моя. Ф. Савинов

- О родине мы говорим с вами каждый день, на каждом уроке. А сколько путешествий по родному краю мы уже совершили! Об этом наша фотовыставка, которая так и называется «Люблю тебя, мой край родной». Так что такое родина? (Это лес, река, маковое поле, наш город Майский, ромашки у дома.)
- Еще Г.Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».

III. Повторение ранее изученного.
1. Как называется республика, в которой мы живем? (Кабардино-Балкария).
  - Назовите столицу Кабардино-Балкарской республики. (Нальчик)
  - На прошлом уроке мы изучали поверхность нашего края.  
Сегодня проверим, как хорошо вы усвоили изученный материал.
2. Турнир эрудитов
      Мы живем в прекрасном солнечном крае. Наша Кабардино – Балкария – край белоснежных Кавказских гор, быстрых рек, цветущих долин. Наш урок мы начнем с прекрасных стихов.
 
              Кабардино – Балкария – это горные цепи,
              Это пики, взлетевшие до облаков.
              Кабардино – Балкария – 
                                                   это дивные степи,
              Это реки, вскипевшие близ берегов!

1. Горная часть Кабардино-Балкарии занимает половину площади республики. 5 горных цепей протянулись с северо-запада на юго-восток. 
Как называется горная цепь? (хребет)
2. Символом Кабардино – Балкарии являются горы, а точнее самая высокая гора. О какой горе идет речь? (Эльбрус)
3. Балкарцы называют Эльбрус Мингитау. А как кабардинцы называют Эльбрус? (Ошхамахо)
              Сияют две вершины Ошхамахо,
              Два белоснежных в вышине крыла.
              И так огромна сила их размаха,
              Что отлетает прочь ночная мгла.
4. Все вы слышали слова песни: 
              Эльбрус - красавец смотрит сквозь тучи 
              В белой папахе в синеву. 
              Этой вершиной светлой, могучей 
              Налюбоваться не могу.
     О какой «папахе» идет речь? (ледники)
5. Все вы знаете имена покорителей вершин Эльбруса: Килар Хаширов - кабардинец, Ахия Соттаев - балкарец. Назовите имя первого из русских покорителей Эльбруса, который дважды совершил восхождение на обе вершины и составил первую карту ледников. (Пастухов)
6. Покорение вершин – дело опасное. Но теперь турист любого возраста может подняться на гору Чегет и посмотреть на Эльбрус. Отсюда он виден весь - от гранитного цо¬коля до вершин. Что поможет вам совершить это восхождение? (канатная дорога)
7. Одна из горных вершин - пятитысячников носит имя великого русского поэта, хорошо известного вам. Ее высота 5100 м. Как называется эта вершина? (Пик Пушкина)
8. Эльбрус называют «Горой счастья». В старину считалось, что стоит посмотреть в сторону снежного великана, произнести свои желания, и они обязательно сбудутся. А какую вершину Кавказа местные жители называют «Гора несчастья»?
     Это самая коварная вершина Кавказа! Высота её сравнительно небольшая - 4700 м. Однако вершины со всех сторон неприступны. Здесь альпинистов на каждом шагу подстерегают камнепады, лавины, снежные карнизы и отвесы по 2 км. 
О какой вершине идет речь? (Ушба) 
9. Рядом с Ушбой - Шхельда. Это обширный 8-километровый массив с 5 неприступными вершинами. Как переводится «Шхельда» с балкарского языка? (Брусника)
10. На склоне какой горы проходят международные соревнования по слалому? (Чегет)

IV. Актуализация знаний. 
- Сегодня мы поговорим о… 
  О чём – вы догадаетесь сами, прослушав сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов Гинесса:
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина 1940 м. 
Волга занимает 17-е место в мире по протяжённости среди других рек.
 Одно и то же слово у скифов звучит «Дон», на языке манси - «Обь», у черкесов – «Псоу», у удмуртов - «Кама». А как будет по-русски?
 Так о чём пойдёт речь?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова: «река», «море»? -

- Итак, тема нашего урока «Водоёмы нашего края»


V. Введение нового материала
Организация работы у доски:

а) Составить схему классификации водоёмов. 


 б) Указать на схеме составные части реки. С помощью стрелок показать направление течения реки.

Чем озеро отличается от реки? (вода в озере не течет, как в реке, нет у озера ни истока, ни устья)

Работа с классом
Тест: Найди ошибки в утверждениях

 1. К естественным водоёмам относятся: река, озеро, пруд, океан.
 2. К искусственным водоёмам относятся: водохранилище, море, канал.
 3. Чтобы определить, где левый, а где правый берег реки, надо стать против течения реки. Слева будет левый берег, справа – правый.
2. Работа с картой.
 А) Выполнение задания 2 (стр. 154 учебника)
- С помощью карты КБР определите, какие водоёмы есть в Кабардино-Балкарии. (реки, озёра, пруды, оросительные каналы) 
- Составим список водоёмов.

Реки: Терек, Черек, Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Шалушка, Куркужин, Аргудан и др.
 Основные источники питания рек КБР: снеговое, ледниковое, дождевое и грунтовое (подземное). По источникам питания выделяют два типа рек:
Смешанный с преобладанием ледникового: Терек, Черек, Баксан, Малка, Чегем и их притоки;
Смешанный с преобладанием грунтового питания: Нальчик, Шалушка, Куркужин, Аргудан, Лескен и др. малые реки.

Озёра. В КБР более 100 озёр, но из-за небольших размеров многие из них не отмечены на карте. Обозначены самые уникальные озёра: Нижнее Голубое озеро, Верхнее Голубое озеро, Секретное озеро, Тамбуканское озеро.

Оросительные каналы: канал имени Ленина (73,7 км), Мало-Кабардинская оросительно-обводнительная система (56 км), Малка-Кура (43,9 км) и др.

3. Работа в группах и парах. Сбор информации. Подготовка сообщений.
 А) Выполнение задания 3 учебника (стр. 154)
 - описание водоёмов нашего края по плану, приведённому в учебнике
Реки  
Терек – одна из крупнейших рек Кавказа. Берёт начало в горах Грузии Терек – самая многоводная река, несёт свои воды в Каспийское море. Длина – 628 км, но только дугой в 80 км протекает по территории КБР. Течение бурное. Основные левые притоки: Малка, Аргудан, Лескен, Урух. Наибольшая водность в июле-августе при сильном таянии ледников, наименьшая – в феврале. Для уменьшения угрозы наводнения берега укреплены железобетонными плитами, сваями и т.д. Вода в реке тёмно-серого цвета, так как несёт много песка, ила и т.д. Растения: осока, рогоз, камыш, тростник. Животные: форель (в верховье реки), сом, амур белый, усач терский, толстолобик, плотва, голавль, линь, сазан, пескарь, уклейка, подустом; в прибрежных водах – лягушки, жабы, квакша обыкновенная.

Малка – самая длинная река КБР (216 км), приток Терека. Истоки – ледники Эльбруса. В неё впадают почти все реки КБР. Течение бурное. На равнине значительная часть воды идёт на орошение полей. Растения: осока, рогоз, водяной перец (горец перечный), камыш, тростник и др. Животные: форель (в верховье реки), амур белый, толстолобик, сазан, усач терский, плотва, голавль, линь, пескарь, уклейка; в прибрежных водах – квакша обыкновенная, лягушка малоазиатская, жаба обыкновенная и зелёная,.

Баксан – правый приток Малки, вторая по величине река после Малки (169 км). Истоки – ледники Эльбруса. Крупные притоки: Чегем и Черек. Образует рукава- Баксанёнок, Гедуко. Течение бурное. Растения: тростник, рогоз, осока, камыш, и др. Животные: форель, сазан, усач, плотва, голавль, линь, пескарь, уклейка и др.

Чегем (102 км) – правый приток Баксана. Истоки – ледниковые речки Главного Кавказского и Бокового хребтов. Чегемские водопады – уникальный памятник природы. Течение бурное. Растения: осока, рогоз, тростник и др. Животные: форель, сазан, усач терский, линь, плотва, пескарь, голавль, уклейка и др.

Черек. Мы провели исследование реки Черек. И вот что выяснили: река Черек берёт своё начало в горах. Течение реки около Майского быстрое. Черек впадает в Малку. Осенью в реке мало воды. Зимой река не замерзает, появляется кромка льда у берега. В реке водится рыба: чернобрюшка, карп зеркальный, усач. Здесь можно увидеть и других жителей водоёма. Это ужи, цапли, лягушки. Растения: осока, рогоз, камыш, тростник. Люди укрепляют берега реки бетонными плитами. Вода реки используется для полива. Часто у реки можно увидеть рыбаков и отдыхающих. Но люди не всегда бережно относятся к этому водоёму: моют машины, бросают в воду бутылки. Часто мы видим на берегу реки горы мусора, поломанные ветки, следы от костров. Большой вред реке наносят производственные отходы Спиртзавода, так как очистные сооружения старые. 

Озёра. - Озёра в отличие от рек не имеют ни истока, ни устья. Это природные углубления на поверхности суши, заполненные водой. В одних озёрах вода пресная, а в других – солёная. Озёра также питаются подземными и поверхностными водами. Часто в них впадают реки.

- Посмотрите на карту КБР. Найдите и назовите самые удивительные озёра нашего края. Что интересного вы узнали о них.
Нижнее Голубое озеро имеет несколько названий – Чирик-кель (балк.) – гнилое (вонючее) озеро; Шередж-ана (каб.) – мать Черека; Псыхурей (каб.) – круглая вода (озеро). Его глубина 258 м ( 4-е место в России по глубине). В Голубое озеро не впадает ни одна река, но вытекает из него ежесуточно до 70 млн. литров воды, вливающейся в Черек-Балкарский. Вода не замерзает зимой, так как имеет постоянную температуру +9,3 градусов С. Животный и растительный мир озера очень беден из-за сероводорода в воде. Растут водоросли (зелёные, синезелёные, харовые). Обитает только рачок гумарус. Купаться в Голубом озере опасно из-за низкой температуры воды и отравляющего запаха.  
Адам Шогенцуков написал об этом озере так: 
          И Шереджана голубеет
          В ладонях гор озерной гладью,
          Она как мать реку лелеет,

          Чтоб сил на путь далекий дать ей. 

Тамбуканское озеро находится на равнине северной части КБР. Это небольшое озеро глубиной 1,5-2 м. Источники питания озера: осадки и подземные воды. Вода солёная, поэтому растительный и животный мир очень беден. Образовавшиеся на дне озера иловые грязи обладают лечебными свойствами, их широко применяют при лечении многих заболеваний на курортах Кавказских Минеральных вод и Нальчика. 

Аушигер - горячие источники
Кабардино-Балкария богата минеральными водами, среди них есть и термальные. На окраине селения Аушигер, в 25 км от города Нальчика расположено целое озеро с горячей минеральной водой. Около источника температура до 60 градусов, как в сауне. Горячая вода особенно приятна в зимнее время. Озеро круглогодично посещается жителями ближайших селений и городов республики. Вода применяется при лечении различных заболеваний. 
 

Б) Проектное задание. Рядом с полями АО «Майский» был вырыт глубокий котлован, который заполнился дождевой водой и грунтовыми водами. Руководство АО решило разводить в нем рыб. За помощью обратилось к вам и просили ответить на следующие вопросы: можно ли разводить рыб в этом котловане? Если можно, то какие виды рыб? Какие условия жизни нужны для их жизни?

Задание для «ботаников».

1. Подобрать для водоема растения, которые служили бы пищей, источником кислорода, убежищем для рыб и животных. С целью создания устойчивого сообщества необходимо подобрать не только растения, обитающие в воде (подводные, плавающие), но и околоводные виды. Выбирая растения необходимо учитывать следующее: 
большое количество растений и стоячая вода могут стать причиной цветения водоема; 
рыбы и животные, обитающие в водоеме, должны питаться именно теми видами растений, которые вы предложите; 
перечисленные вами растения должны подходить для жизни в условиях именно этого водоема (качество грунта, воды и др.).

Задание «ихтиологам»:

1.Установить, какие виды рыб, обитают в реках  нашего края.
2. Изучить чем питаются эти виды рыб. Какие из них разводить наиболее выгодно и почему?

Задание «Зоологам»

1. Вам нужно населить данный водоем беспозвоночными животными и определить их значение в жизни рыб.
2. Определить какие насекомые или их личинки обитают в водоеме. 
3. Назвать моллюски, черви, обитающие в наших водоемах. Какую роль они играют в данном сообществе?

Задание «Экологу»

 1. Вам необходимо установить, что способствует обеспечению нормальной жизни рыб в водоеме, а что вредит. 

2.Если произойдет загрязнение водоема, как это отразится на разных организмах?
3.Какие факторы еще влияют на численность видов рыб?
 

4. Защита исследовательского проекта.


 5. Работа со статьёй учебника стр. 155-156.

VI. Закрепление пройденного материала. Викторина «Водоёмы нашего края»

VII. Подведение итогов урока.  


Категория: Авторские разработки | Добавил: Ujylfr (23.06.2010)
Просмотров: 11925 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.4/10
Всего комментариев: 2
2 настя   (06.12.2013 19:55)
вообще ужасный сайт

angry cry sad

1 алина кучербаева   (20.03.2012 21:35)
cry пипец,даже нечего не написано)

Имя *:
Email:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2014
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz