Суббота, 27.04.2024, 01:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Азбука чувст [3]
Советы, рекомендации психологов
Памятки, рекомендации [167]
В помощь родителям
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям на заметку » Памятки, рекомендации

Ребёнок учится читать

Е.Мастакова, психолог 


Чтение – особый вид творчества. Когда читаешь книги, то самостоятельно постигаешь новые смыслы, рисуешь в воображении пейзажи, создаешь образы героев, учишься понимать их чувства. Этого просто не происходит, например, когда смотришь телевизор. Там все уже создано, и человек пассивен при просмотре телепередач.


Для развития личности ребенка умение самостоятельно читать очень важно. Ребенок погружается в этот удивительный вид творчества, ощущая себя независимой самостоятельной личностью. Ему не надо ждать, чтобы мама почитала для него книгу или дедушка рассказал сказку. Ребенок сам, когда захочет, может погрузиться в это чудесное действо – чтение. Каждое такое погружение рождает внутреннее чувство «я могу». Именно это чувство является основой уверенности в себе, способствует формированию устойчивой личности.

Так замечательно, если ребенок уже приобщился к этому особому миру книг! А если нет?

Давайте попробуем понять, почему некоторые дети начальной школы не любят читать. Процесс чтения для таких детей труден, мучителен, все время связан с эмоциональным напряжением.

Причиной этого является неправильно формирующийся навык чтения – прерывистое чтение, когда ребенок делает короткие «спазматические» паузы перед каждым словом, очень напряжен при чтении. Он стремится читать целыми словами, а это пока не очень получается. Слушать его трудно. При этом обычно у него бывает много ошибок: искажает слова, додумывает окончания. Темп речи достаточно медленный и не растет. Учитель огорчен, мама нервничает. Сколько бы ребенок ни старался, заметного улучшения все равно не происходит. Процесс чтения приносит только огорчения. Ребенок начинает всячески избегать этого вида деятельности.

Любой навык в процессе формирования проходит определенные этапы. Например, вязание крючком. Как быстро выскакивают петелька за петелькой в руках умельца. Мастерица даже не осознает, каким образом действуют ее руки. Они вяжут сами. А вначале, когда она только училась вязать, ей приходилось контролировать каждое движение. Она очень медленно вывязывала каждую петельку. Потом могла это делать все быстрее, быстрее, пока не стала мастерицей. Такой процесс преобразования какого-либо действия из медленного, осознанно контролируемого в ловкое, быстрое, осуществляющееся как бы само собой, психологи называют сворачиванием навыка. Чтобы навык свернулся, движения изначально должны быть плавные, равномерные. Пусть даже очень медленные. Темп постепенно нарастает. Но если равномерности не будет, навык не свернется никогда.

Главное, что должно быть на любом этапе становления навыка чтения, – это ритмичность, равномерность. Паузы можно делать только там, где стоят знаки препинания. Эти знаки потому так и называются. «Ямок» между словами быть не должно. Новый текст ребенок должен читать в том темпе и тем способом, каким он может прочесть самые трудные слова текста.

Если у ребенка прерывистое чтение, то это затруднение можно преодолеть. Необходимо какое-то время следить за способом чтения ребенка. Читать он должен плавно, ритмично, с ощущением легкости. Читать ему должно быть легко! Можно вернуться даже на этап чтения простых слогов.

Чтобы навык чтения формировался побыстрее, нужно контролировать чтение ребенка (читать он должен медленно, не делая «ямок» между словами) и почаще в течение дня привлекать его к этому занятию. Только внимание! Это ни в коем случае не должно быть чтение два часа подряд. За один раз ребенок должен читать столько минут, сколько не ухудшает качество чтения. Признак усталости – ухудшение способа чтения. В первом классе это обычно по 5-10 минут за один присест. Чем старше ребенок, тем дольше, но с учетом индивидуальных особенностей. А в течение дня таких «присестов» может быть столько, насколько у вас с ребенком сил хватит. Помните, главное для правильного формирования навыка чтения – это плавность и равномерность, отсутствие пауз между словами.

Уважаемые родители, если у вашего ребенка проблема с чтением, необходимо обязательно обсудить ее с учителем. Договориться, чтобы учитель на уроках также особо следил за способом чтения ребенка и сообщал вам о результатах ваших совместных усилий.

Успехов вам и вашим детям!


Материал журнала «Многодетная семья». Подробнее об издании
Категория: Памятки, рекомендации | Добавил: Ujylfr (18.12.2010)
Просмотров: 641 | Теги: родители, чтение, собрание | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz