Наука делать уроки - Памятки, рекомендации - Родителям на заметку - Каталог статей - Персональный сайт
Вторник, 28.02.2017, 06:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Азбука чувст [3]
Советы, рекомендации психологов
Памятки, рекомендации [167]
В помощь родителям
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 248
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям на заметку » Памятки, рекомендации

Наука делать уроки
Когда моя старшая дочка училась в первом классе, она больше четырех часов учила стихотворение, сдавать которое надо было уже на следующий день.

«Дуня моя Дуня, Милая Авдотья. Как у нашей Дуни Что было скотины. Было то скотинушке Всей дано по имечку: Кобыла Ненила, Жеребец Гаврила, Корова Алёна, Бык был Ерёма…»

— Мама, я не могу его выучить! Тут непонятно ни слова! И рифмы никакой нет. Загадочные Дуни, Ненилы, кобылы и жеребцы отказывались запоминаться всеми известными способами. На зазубривание совсем не оставалось времени. От злости Саша начала выкрикивать стихотворение, и стало ясно, что это стихотворение – ритмическая речевка, и прекрасно запоминается под музыку в стиле рэп. Оставалось написать упражнение в прописи, сделать математику и домашнее задание по окружающему миру…

На уроке Саша столкнулась с очередным препятствием на пути к отличной оценке. Рассказывая стихотворение, она все время срывалась на тот, «домашний» ритм.

Этот печальный опыт научил ее трем вещам, которым она неукоснительно следует шесть лет:
Не откладывать уроки на последний день.
Никогда не начинать делать уроки с заучивания стихов.
Учить стихи надо в том темпе, в котором собираешься их рассказывать.

— Как и все люди, – говорит психолог Мария Баулина, – дети отличаются друг от друга темпераментом: есть «тугодумы», среди которых преобладают флегматики и меланхолики, а есть «метеоры», к которым обычно относятся холерики и сангвиники. Оба варианта – норма. А родителям остается только научить ребенка правильно распоряжаться своим временем.

Так, если школьник долго сидит за уроками, нужно искусственно ограничить время выполнения домашнего задания. Дело в том, что дольше одного часа ребенку трудно сохранять работоспособность, поэтому дальнейшее сидение за столом просто не имеет смысла. Медлительному школьнику лучше делать уроки в два-три подхода, а в промежутках заниматься другими полезными делами.

Учить учиться – это целая наука. Не случайно сегодня в некоторых школах вводят специальный курс «Технология учебного труда».

Но самым простым приемам выполнения домашнего задания родители могут научить детей и сами.
Начинаем выполнять домашнее задание

Дети любят ритуалы и легко им следуют. Пусть приготовление уроков станет одним из таких ритуалов.

Первым делом наводим порядок на рабочем месте школьника. Необходимо проконтролировать, все ли есть для выполнения домашнего задания, удобно ли расположены на рабочем месте письменные принадлежности и учебники, правильно ли освещен стол.

А теперь открываем дневник и классифицируем задания по принципам:
простые и сложные;
письменные и устные;
любимые и нелюбимые.

Не нужно начинать с самого сложного задания. Так как на трудное уходит порой очень много времени, что-то не удается, ребенок ощущает неуспех, у него пропадает желание работать дальше. Начать делать уроки стоит с самого любимого предмета – с того, что точно получится.

Нерифмованный отрывок из текста всегда запоминается хуже, чем стихи. Тем не менее, правила надо знать дословно. Чтобы запомнить правило, необходимо понять его и уметь объяснить своими словами. А теперь «зазубриваем».
Несколько раз читаем правило вслух.
Закрываем учебник, пытаемся повторить. Если не получается сразу, то можно подсматривать.
Затем пишем правило по памяти, не подглядывая в учебник.
Проверяем по книге. Ошибки исправляем красной пастой.
Опять закрываем учебник, пишем, проверяем, исправляем ошибки.

И так до тех пор, пока правило не будет записано без ошибок. А теперь надо придумать к нему примеры. Через пару часов повторяем правило еще раз. Таким образом, оно откладывается на долгосрочное хранение.
Решаем задачу

Для решения задачи по математике или физике сначала уясняем, на какое она правило. Определяем, какие формулы необходимо знать для ее решения. Смотрим, что уже известно из условия, а что необходимо узнать. Делаем чертеж, схему, рисунок, описывающие условие задачи, а также краткую запись условия. Составляем план решения задачи: что мы должны узнать в конечном счете, а какие шаги будут промежуточными и приведут нас к правильному ответу. Когда задача решена, проверяем правильность ответа с двух позиций: с точки зрения здравого смысла (чтобы не получилось полтора землекопа) и делаем математическую проверку.
Пересказываем текст

Пересказ текста всегда начинается с его внимательного и вдумчивого прочтения. Если ребенок учится в начальной школе, то читаем обязательно вслух. Уточняем по словарю непонятные слова. Готовим план рассказа. Его можно составить по ключевым словам, задавая вопросы к тексту, или при помощи сюжетных картинок, иллюстрирующих текст. При этом талант рисовальщика не имеет значения – достаточно символов или схем. Важно, чтобы были выделены основные мысли каждого абзаца теста. Подбираем слова, характеризующие персонажей рассказа. Затем стараемся восстановить рассказ по составленному или нарисованному плану.
Готовимся к устному ответу

Многие школьники не считают нужным готовиться к устному ответу. А зря!

Чтобы приобретенные знания могли стать базой для последующего изучения материала, необходимо повторять материал, пройденный на уроках, и дома.

Для этого читаем заданный параграф, учим определения, даты, все, что выделено жирным шрифтом. Пересказываем текст, отвечаем на вопросы в конце параграфа. Выполняем задания к материалу.
Учим стихотворение

Если удается уловить стихотворный ритм, то заучивание стихотворения превращается в приятное занятие. Можно распевать стихотворные строки, в соответствии с ритмом качать головой и размахивать руками. Но бывает и так, что мелодика стихотворения ускользает, и тогда учим традиционным путем.

Читаем по книге. Представляем все, о чем там говорится. Можно представить мультик или мысленно нарисовать комикс по произведению. Если встречается непонятное слово – смотрим в словаре. Перечитываем, стараясь не подглядывать.

Закрываем книгу и рассказываем по памяти. Сколько подсмотрели – столько раз еще рассказываем.

Стихотворению, как и правилу, надо «отлежаться» в голове. Через пару часов еще раз читаем его и рассказываем.
Учим иностранные слова

На небольших полосках бумаги с одной стороны пишем иностранные слова, а с другой – перевод к ним. Пока пишем – запоминаем. Затем берем по одной полоске, читаем слово и подбираем перевод. Можно переводить с иностранного на русский язык, можно – с русского на иностранный. После нескольких занятий полосок будет много, их можно перехватить резиночкой, и не выкидывать, а время от времени повторять слова, оставшиеся от предыдущих уроков.

Для начала вам следует помогать ученику и контролировать, как идет процесс. А когда ребенок освоит этот способ, он вполне сможет обходиться и без помощи.


Понять и выучить

Екатерина Владимировна Комарова, президент «Прикладного образования СНГ» преподаватель курса «Как научиться учиться» компании «Сити-класс»:

Препятствий в обучении можно выделить три:
нарушение принципа постепенности;
непонятное слово или символ, встретившееся в тексте или речи;
отсутствие представления о предмете изучения.

Если нарушается принцип постепенности, у ребенка не получается цельной картины изучаемого предмета. Упустив одно звено в цепочке рассуждений или не проделав практической работы, школьник теряет возможность продолжить полноценное обучение. Поэтому родители должны следить за тем, чтобы школьник поэтапно выполнял все задания.

Если ребенок замедлил темп в обучении, почувствовал, что он соображает хуже, чем 15 минут назад, это значит, что он встретил на своем пути непонятное слово. Это самое серьезное и наиболее часто встречающееся препятствие, а устраняется оно очень просто – при помощи словаря. Выявив причину, действуем по следующему алгоритму:
Находим выше по тексту то слово, которое ребенок не понимает (смысл которого не может передать своими словами).
Открываем словарь, находим толкование слова.
Включаем слово в разговорную речь (ребенок придумывает несколько предложений с этим словом).
Перечитываем весь текст, и если интерес к тексту не спешит появляться, возвращаемся к первому пункту.

Если после того, как ребенок прочитал словарь, слово не стало понятным, значит, речь идет об отсутствии представления о предмете изучения.

Чтобы устранить это препятствие, необходимо сделать предмет изучения наглядным: показать картинку, вылепить его из пластилина.

Категория: Памятки, рекомендации | Добавил: Ujylfr (24.08.2011)
Просмотров: 573 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz