Реформирование механизмов развития столичного образования - это не кардинальное его преобразовании, это лишь цели, которые сводятся к тому, чтобы сделать московское образование реальным ресурсом развития города, позитивным и консолидирующим фактором в жизни москвичей. Так считает Исаак Калина, министр образования Москвы, и я с ним согласна.
В 2010-2011 учебном году в нашем Центре образования шла экспериментальная работа по апробации ФГОС НОО. При введении новых стандартов важным был вопрос об оценивании учебных действий учащихся в связи с изменениями парадигмы образования: от «суммы знаний» к универсальным учебным действиям, к умению учиться и применять знания на практике и в жизни. Поэтому нужна новая система оценки.
1 сентября 2011 года наполнило мой класс радостными голосами первоклашек - любознательных, веселых почемучек. Теперь на них с легкой завистью смотрят вчерашние мои выпускники - нынешние пятиклассники, ведь у них не было возможности в 1-м классе иметь персональный компьютер или лего-конструктор.
Галина КОРЧАГИНА, учитель начальных классов школы №717 Приоритетом работы учителей начального общего образования при введении ФГОС стало формирование универсальных учебных действий (УУД), общеучебных умений и навыков. Один из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности - его участие в проектно-исследовательской деятельности, которую учителя 1-2-х классов нашей школы активно используют в своей педагогической практике.
В основу стандарта начальной школы положена новая идеология, которая обусловливает переход школы к реализации новой образовательной парадигмы. Она требует принципиальных изменений в содержании образования, а также качественно иного методического мышления учителя. Школа призвана воспитать человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни.
Формирование элементов информационной компетентности растворено в содержании различных учебных предметов начальной школы. Формирование понятия компьютерной грамотности возможно только в результате деятельностного подхода в ходе практической работы учащихся за ПК.
Есть хорошая поговорка: «Хорошее начало - половина дела!». Я думаю, что по отношению к школе можно сказать и так: «Хорошая началка - больше чем половина школы». Поэтому я рад, что мы сегодня все вместе обсуждаем важнейшую тему - предварительные итоги реализации ФГОС начальной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования сегодня действующий нормативный документ, в рамках которого работают все общеобразовательные школы России. Концепция системно-деятельностного подхода реализуется не только на уровне взаимодействия учителя и ученика, но и на уровне действий ОУ в целом по внедрению ФГОС НОО в практику работы. И эти действия напрямую связаны с задачами, которые ставит перед собой образовательное учреждение с его стартовыми возможностями, особенностями организации образовательного процесса.
Елена БУЛИН-СОКОЛОВА, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования:
Что делают учителя начальных классов, для того чтобы у детей появлялись реальные достижения? По какому пути мы движемся? Правилен ли этот путь? Важно понимать, как меняются приоритеты в целях образования, ведь общество продолжает ожидать от нас, что мы выпустим из начальной школы учеников, которые умеют писать, читать, понимать прочитанное, считать, говорить на грамотном русском литературном языке, развивая эти предметные компетентности. Но общество ждет от нас еще чего-то: того, что разрешило бы все кризисы детского возраста.
Автор: Алексей СЕМЕНОВ, академик РАН, академик РАО, ректор МИОО:
Когда мы говорим с людьми самого разного уровня, например с родителями, с дедушками и бабушками наших учеников, мы слышим от них простой вопрос: «А зачем что-то менять в нашей школе?» Этот вопрос могут задать и простая домохозяйка, и депутат парламента, поэтому для нас важно сегодня понимать серьезность положения. В самом деле, меняются экономические механизмы, содержание образования, а почему это все происходит, почему нужно все это изменять? Я думаю, один из выводов, который уже сделан, - это необходимость изменений. Ведь и общество нынче другое, и ребенок другой, и задачи образования радикально меняются. Поэтому мы не можем относиться к этому никак.