Детей, совершивших
правонарушения и состоящих на внутришкольном учёте, в классе на протяжении
всех лет нет. Это результат профилактической работы: индивидуальные беседы,
лекции, классные часы-информации, дискуссии, кинолектории, встречи с врачами,
работниками правоохранительных органов, которые направлены на предупреждение
раннего табакокурения, алкоголизма, наркомании.
Сложилась система
работы с трудными и
«проблемными» детьми.
Цель: Совместно с
родителями создать оптимальный климат для обучения и воспитания детей с учетом индивидуальных особенностей младших
школьников.
Задачи: 1. Помочь
детям как можно быстрее адаптироваться к учебной
деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних усилий,
быть внимательным и усидчивым.
2. Прививать детям самостоятельность и чувство ответственности.
3. Воспитывать в детях послушание и самообладание.
4. Установить для детей четкие рамки поведения,
применяя систему поощрений и ограничений.
5. Укреплять здоровье, развивать физические задатки.
План работы с детьми «группы риска»
Направления
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Диагностическая работа
|
Наблюдение и выявление детей «группы риска» среди
учащихся
|
В течение года
|
Класс.рук. Соц.педагог
|
Оформление актов обследования материально-бытовых
условий жизни детей
|
По мере постановки на учет
|
Клас.рук
Соц.педагог
РК
|
Коррекционная работа
|
Ведение индивидуальных дневников наблюдения
|
В течение года
|
Клас.рук
Соц.педагог
|
Выявление интересов детей «группы риска», их вовлечение
в кружки, секции
|
В начале года
|
Соц.педагог
Клас.рук.
|
Посещение на дому детей «группы риска»
|
В течение года
|
Клас.рук.
Соц.педагог
|
Повышение внутренней самооценки детей через создание
«ситуации успеха»
|
В течение года
|
Клас.рук.
|
Работа психолога с детьми «группы риска»
|
Беседы,
коррекционные занятия
|
В течение года
|
психолог
Клас.рук
|
Профилактика таких «социальных» заболеваний, как алкоголизм,
наркомания
|
Классные часы
Беседы со школьной медсестрой, встречи с
родителями-медиками, социальным педагогом
|
В течение года
|
Клас.рук.
|
Работа
с родителями
|
Беседы,
консультации для родителей
|
В течение года
|
Клас.рук.
|
В процессе деятельности , в первую очередь, важно взаимодействовать
с учителями-предметниками для совместной разработки общих педагогических требований
и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей
образовательного учреждения,
привлекать учителей к работе с родителями. Большое значение придаётся работе с родителями.
Совместно с педагогом-психологом необходимо изучать индивидуальные особенности обучающихся, процесс их
адаптации, координировать связь педагога-психолога с родителями, их
консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога староюсь анализировать развитие каждого
ребенка класса, определяя его познавательные, творческие способности и
возможности, помогая ребенку повысить внутреннюю самооценку через создание
«ситуации успеха», координирую выбор форм и методов организации индивидуальной
и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со
стороны других участников воспитательного процесса.
Одним из основных направлений работы педагога с учащимися, имеющими
трудности в поведении, является метод
переубеждения. Его основным назначением является изменение
мотивов оправдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально
ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с
ребенком, руководствуюсь следующими приемами:
- создание положительного общественного
мнения;
- переубеждение ребенка словом
и конкретной деятельностью;
- создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного
опыта.
При этом важно вовлекать
ребенка в активную социально ценную деятельность, в которой он ранее не
участвовал. Дается оценка и поддержка положительных проявлений со стороны
учащегося.
Эффективным, по моему мнению, является метод реконструирования, цель
которого - внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя
уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемами реконструирования являются
следующие:
- создание положительных
перспектив,
- использование ведущих положительных качеств ребенка в вос-питательной
деятельности;
- ведение дневников
самонаблюдения и саморазвития;
- составление программ
саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.
Большое внимание уделяется
сотрудничеству с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие
с ними помогает использовать все многообразие
системы дополнительного
образования детей для расширения
познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их
самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону
общения. Необходимо поощрять и поддерживать
участие школьников в различные
творческие объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах),
действующих как в прогимназии, так и в
других учреждениях дополнительного образования детей.
Сотрудничество с библиотекарем также приносит свои результаты
в работе с детьми, так как сотрудничая с ним, учитель расширяет круг
чтения детей, что способствует формированию у них культуры чтения, правильного
отношения к нравственным и безнравственным поступкам сначала героев
произведений, а затем окружающих и своих
собственных, содействует лучшему усвоению норм поведения, осознанию собственной
индивидуальности и самоценности.
Классные часы, встречи и беседы
с родителями-врачами, социальным педагогом способствуют профилактике таких
«социальных» заболеваний, как алкоголизм, наркомания: «Умей сказать «Нет!»,
«Как принять правильное решение», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни»,
«Влияние алкоголя на развитие организма» и др.
Такая система работы с трудными и «проблемными» детьми
позволяет добиваться хороших результатов. На протяжении многих лет нет ни
одного ребенка, стоящего на учете в школе, Инспекции по делам
несовершен-нолетних.
|