Воспитательный процесс осуществляется через создание системы
самоуправления. Сложилась определенная
система работы по организации и развитию самоуправления в классе.
В процессе организации деятельности применяется специальная
методика, направленная на создание и воспитание сплоченного коллектива,
организацию и развитие самоуправления в классе.
Педагогическую основу этой
методики составляют:
Создание условий для формирование
потребности и готовности совершенствовать свою личность, развивать способности
и интересы, духовный мир, развития самостоятельности, мышления и
самосознания;
-
воспитание ученического актива;
- развитие самоуправления через совместную деятельность, организа-ция увлекательных
перспектив в учебной, трудовой, художественно- эстетичес-кой и спортивно-
оздоровительной деятельности;
- формирование здорового
общественного мнения;
- создание и развитие
положительных традиций коллективной жизни.
Создание
коллектива начинается с умелого предъявления педагогических
требований к воспитанникам, что организует их поведение, способствует улучшению
их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы
сплоченности и единства стремлений. Так
закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива, самоуправления
в классе. Классный руководитель помогает создать
органы самоуправления, проводя классные часы: «Право
выбора есть у каждого»,
«Твое поручение. Круг
обязанностей», «Выбираем командира» (Создание микрогрупп. Распределение
поручений), «Организация дежурства. Обязанности дежурного»
На классном собрании
педагог знакомит детей с планированием: «Планируем вместе, проводим вместе,
анализируем», проводит деловую игра «Корзина предложений».
Развитие
самоуправления проходит через совместную деятельность.
Своей группе дети придумывают название, девиз, песню, эмблему, выдирают
командира, делятся на микрогруппы – «Лучики», в каждой есть свой командир. В
течение недели каждая группа выполняет свое поручение: «Знайки» следят за
подготовкой к уроку, помогают учителю в проверке дневников; дежурные следят за
порядком и чистотой класса; журналисты готовят газету; организаторы - проводят
мероприятие, тему и форму проведения которого определяют уже сами; книголюбы
готовят выставку книг и сообщение по
теме выставки, а также следят за состоянием учебников.
Командир класса составляет таблицу итогов недели, по результатам которой
бригады выбирают деятельность микрогруппы на следующую неделю. При подведении
итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и
дисциплина. Право выбора поручения предоставляется
той бригаде, которая по итогам недели вышла на первое место. Последней же достается
то, что осталось. Такая форма подведения итогов активизирует ребят, вносит в
работу элемент соревнования.
Работая в микрогруппах, ребята учатся вместе
жить, вместе принимать решения о несложных общих делах, давать оценку своей
работе, анализировать, сравнивать. Каждый из учеников пробует свои силы в разных направлениях и
формах деятельности, делает для себя пусть маленькие, но какие-то выводы. Крепнут связи межличностного общения.
Такая целенаправленная
работа даёт определенные результаты. Учащиеся класса принимают
активное участие во всех общешкольных мероприятиях, являются членами детской
организации «Юлис» (Юных Любителей
ИСкусства).
Дети с удовольствием
участвуют в работе театральной студии «Солнышко» в рамках творческого проекта: подбирают репертуар,
обсуждают характеры героев, рассматривают лучшие варианты исполнителей ролей,
музыкальное оформление, декорации, костюмы. Анализ анкетирования, проведенного
среди детей, занимающихся в творческом объединении «Театр», показал, что они
отдают предпочтение общению с друзьями, что объясняется потребностью детей
младшего школьного в общении, в выполнении
общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям.
Работа в
микрогруппах обеспечивает проявление школьниками собственной нравственной,
гражданской позиции, расширяет их социальный опыт в результате проигрывания
различных социальных ролей.
|