Важное значение имеет формирование
детского коллектива, созданию благоприятного психологического климата в классе
(атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности и т.д.).
Неоценимую помощь в этом оказывает психолого-педагогическая диагностика
личности учащегося и коллектива.
Результаты
психолого-педагогической диагностики являются основанием
для корректирования и планирования своей воспитательной деятельности.
Цели воспитательной работы:
- укрепление сформированных в классе
отношений товарищества и взаимовыручки на основе толерантности, интереса друг к
другу, делам и проблемам класса, прогимназии, города, республики, страны;
- привитие навыков грамотного общения друг с другом,
поддержка и развитие такие качества как доброта, отзывчивость, умение
сопереживать, уважение и терпимость к окружающим людям;
- воспитание чувства личной ответственности за свои
дела и поступки, формирование умения соотносить их с делами коллектива;
- развитие самоуправления и самообслуживания;
- воспитание любви к родному краю, формирование чувства
патриотизма;
- развитие самооценки и самоконтроля в соответствии с
требованиями социума.
Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих
видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий. В процессе
сотрудничества классного руководителя, учащихся и их родителей сложилась система
воспитательной работы.
1-й этап «Знакомьтесь! 1 «А»!» (1-й
класс)
Задача - изучение интересов, потребностей, склонностей и других личных
характеристик первоклассников. На основе полученных данных вместе с родителями
и детьми создает проект образа класса и перспектив его жизнедеятельности:
- диагностика
- классные часы
- проект «Знакомьтесь! 1 «А»!»
2-й этап «Ребята! Давайте жить дружно!»
(1-2 класс)
(деятельность
по сплочению классного коллектива)
Задача -
создание благоприятных условий для формирования нормального психологического
микроклимата в классе. Создание классных традиций:
- походы по родному краю;
- дни именинника «День рожденья только раз в году»;
- творческий проект «Театр «Солнышко»;
- творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты!»;
- выпуск классной стенгазеты «Все обо всем»;
- отчет о работе класса на родительском собрании «Ты, я, он, она-
вместе - дружная семья».
3-й этап «Что один не сделает — сделаем
вместе»
(развитие
соуправления в классе).
Задача -
воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективное
творчество.
Важна гуманизация отношений между детьми в коллективе, формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров, организация социально
ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе, творческой,
личностно и общественно значимой деятельности, системы самоуправления.
Использование диагностических методик позволяет обратить внимание
на самооценку учащихся, на определение своей роли в классе. Дети по-новому смотрят на своих
одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничают.
Педагог создает ситуацию защищенности, эмоционального
комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности
ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Работа
направлена на становление и проявление неповторимой
индивидуальности классного коллектива и каждого его члена. Педагогическую
основу работы составляют:
· умелое предъявление требований к учащимся;
· воспитание ученического актива;
· организация увлекательных перспектив в учебной,
трудовой, художественно- эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;
· формирование здорового общественного мнения;
·
создание и
развитие положительных традиций коллективной жизни.
Для оценки успешности работы классного руководителя
используются следующие критерии и показатели её эффективности:
- уровень воспитанности
учащихся – продвижение личности в своём развитии (успешность в учении и
самообразовании; готовность прийти на помощь;
- тактичность, культура поведения;
Любовь к Отечеству; Интернационализм; Здоровый образ жизни.
Показатель успешности
работы – налаженная атмосфера свободного раскованного общения друг
с другом. У большинства детей сформирована установка на преодоление школьных
трудностей, они ответственно и творчески
относятся к учению, умеют правильно организовать свой учебный труд на уроке и
дома. Ученики всегда принимают активное участие в предметных
олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. С огромным удовольствием
не только участвуют в интеллектуально-познавательных играх «Поле чудес» по теме «Мой край – Кабардино-Балкария», но и пробуют свои силы в составлении новых игр. Так,
творческой группой во главе с Ксенией П. были составлены игры:
«Удивительное рядом», «Вестники весны» (о раннецветущих растениях). Творческая
группа, возглавляемая Марией С., составила копилку «умных» задач и
заданий для проведения «Переменного марафона» (развлечения на перемене).
Учащиеся с удовольствием посещают не только кружки и
факультативы, проводимые учителем, но участвуют в работе школьных кружков и
учреждений дополнительного образования города.
Ученики общительны, доброжелательны, всегда готовы прийти на помощь, вежливы, они отличаются творческой активностью, проявлением
инициативы, у многих из них сформировано умение сотрудничать, что позволяет
сделать вывод об успешной работе по формированию детского
коллектива и созданию благоприятного психологического климата.
Мониторинг уровня
воспитанности учащихся также свидетельствует об эффективной
работе учителя по всем направлениям.
|