Большое значение
придаю формированию мотивации к учению каждого отдельного ребёнка, изучая его
возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных
интересов; активизации познавательной деятельности учащихся, считая её одним из
основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Познавательная
деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение,
поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Сознательное и
прочное усвоение знаний происходит в процессе их активной умственной
деятельности, поэтому необходимо организовать работу на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился
предметом активных действий учащихся.
Учителю необходимо подмечать и
подчёркивать всё, чему ребёнок уже научился и чему ещё может научиться. Большое
значение придаётся созданию ситуации успеха, так как познавательный
интерес у учащихся формируется только в том случае, когда учебная деятельность
успешна, а способности оцениваются позитивно. Много внимания необходимо уделять созданию у учащихся положительного представления о себе – «Я еще этого
не знаю, но научусь», «Если постараться, то всё получится».
В зависимости от содержания
урока важно так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у
школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл, имеющий несколько
этапов: от мотивации начала работы (готовность, включённость) к мотивации хода
выполнения работы и затем к мотивации завершения.
Для подкрепления и усиления
возникшей мотивации используется чередование разных видов
деятельности, материал различной трудности, отметки, вызывающие положительные и
отрицательные эмоции - удовлетворённость и неудовлетворённость; активизируется
поиск самих учащихся, важно подключать их к самоконтролю и самооценке.
Необходимо стремиться к тому,
чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы
в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть
положительная мотивация перспективы.
Учителю необходимо активизировать познавательную активность учащихся на каждом этапе любого
урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный
подход к детям, индивидуальную работу на уроке, работу в парах и группах,
различный дидактический, иллюстративный, раздаточный материал, технические
средства обучения и др. Часто использую в своей работе различные методические и дидактические приемы:
дидактические игры, игровые моменты, занимательный материал. Играя с увлечением,
дети лучше усваивают учебный материал, не устают и не теряют интереса.
Для
формирования познавательного интереса широко используется фактор
новизны, элементы проблемности в обучении, привлечение данных о современных
достижениях науки и техники с учетом возрастных особенностей учащихся, показ
общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организуются
самостоятельные работы творческого характера, практикуется применение исследовательских
методов, создаются ситуации для проявления учащимися инициативы и т.п.
С
целью развития познавательной активности и творческих возможностей учащихся важно использовать различные
образовательные технологии развивающего обучения, нестандартные уроки, что
также способствует формированию положительной мотивации к учению и успешному
интеллектуальному развитию, устойчивого интереса к предметам, преподаваемым в
начальной школе.
Развитию
познавательной активности способствуют и задания, составленные на основе
природоведческого материала, ребусы, кроссворды, весёлые стихи, загадки,
скороговорки, пословицы, сказки. Весь этот материал развивает речь учащихся,
обогащает словарный запас, тренирует внимание, память, закладывает основы
творчества. В ходе решения головоломок дети учатся планировать свои действия,
обдумывать поиск результата, у них развивается внимание, сообразительность,
терпение, сосредоточенность.
Мною накоплен богатый занимательный материал к урокам, составлен электронный
сборник задач по математике «По страницам Красной книги. Редкие и исчезающие
животные Кабардино-Балкарии», «Каменная арифметика», «Сборник задач для
развития познавательной активности учащихся» и др. Повышению познавательной активности
способствует и проектная деятельность учащихся.
Так, под руководством учителя учащиеся совместно с родителями создали серию информационных
проектов (более 20) к урокам окружающего мира, используемых на уроках и внеклассных
мероприятиях.
Диагностическая
методика «Самочувствие ребёнка в школе» позволила определить учебные предметы,
предпочитаемые учащимися: математика - 68% обучающихся, русский язык – 47%,
литературное чтение – 42%, что свидетельствует об эффективности работы
педагога. Важным показателем работы учителя является и тот факт, что большинство
детей считает, что на уроке у них всё получается, им хорошо: математика – 71,4%
обучающихся, русский язык – 76,2%, литературное чтение – 81%, риторика – 57%,
театр – 90,5%.
Система работы, направленная на
повышение мотивации и познавательной активности, даёт свои результаты. Учащиеся
показывают высокий уровень обученности по всем предметам.
О росте мотивации свидетельствуют и результаты исследований, проведённых в
классе.
Сравнительный анализ свидетельствует о росте
мотивации к изучаемым предметам начальной школы на 30% (с 66% в первом классе
до 99% в четвёртом классе).
|