При усвоении учебного материала по русскому языку (письму и чтению)
осуществляются такие виды анализа: вербальный,
звукобуквенный, фонетико-фонематический, зрительный и анализ пространственных
отношений.
Содержанием
вербального анализа является
расчленение непрерывного речевого потока на отдельные единицы — предложения и
слова.
Звукобуквенный анализ направлен на установление определенных соотношений между звуками
слова и их письменными обозначениями — буквами. Этот процесс предполагает
наличие умения последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и
записывать их соответствующими знаками-буквами.
Фонетико-фонематический анализ тесно связан с устной речью. Его содержанием
является различение на слух речевых звуков, выделение фонем из звукового потока
речи. Особенно большие требования предъявляются к различению свистящих и
шипящих звуков [с-ш], [з-ж], глухих и звонких [б-п], [д-т], [г-к] и др.,
твердых и мягких звуков.
Зрительный анализ. На его основе происходит не только дифференцирование
зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование
зрительно-двигательных координации и пространственных представлений, лежащих
в основе отработки стабильных графических буквенных форм (соблюдение высоты,
ширины, наклона букв).
Затруднения, которые испытывают учащиеся
при недостаточной сформированности того или иного
вида анализа
Вербальный анализ. При его
несформированности возникают трудности:
* затруднения при
выделении слова из предложения; х неумение пользоваться точкой для отделения
предложений;
* затруднения при
употреблении заглавной буквы; х неумение определить количество произнесенных
слов.
Звукобуквенный анализ.
* затруднения при
письменном обозначении звуков;
* пропуск букв при
письме;
* лишняя вставка букв,
удваивание букв-
* при списывании
пропуск букв, слогов, слов, перестановка слогов в словах;
* затруднения при
определении последовательности звуков в слове;
* нечеткое знание букв
алфавита;
* недописывание слов и предложений.
Фонетика-фонематический анализ.
* замена согласных
букв, близких по акустическим или артикуляционным приз-накам (шоссе);
* затруднение при
разделении звуков в слове, выделении лишь акустических сильных;
* недоговаривание,
добавление звуков;
* пропуск гласных
звуков;
* пропуск понимания
слов, сходных по звуковому составу.
Зрительный анализ.
* затруднения при
написании сходных по начертанию букв [б-в,
н-п, м-л];
* искажение почерка
(нестабильность графических форм);
* смешение печатных и
письменных букв;
* количественные
ошибки (преувеличение или преуменьшение количества элемен-тов букв);
* затруднения при
начертании букв;
* замена букв по
пространственному сходству (с-е);
Анализ пространственных отношений.
* зеркальное написание
букв;
* слитное написание с
предлогами;
* высота буквы не
соответствует высоте рабочей строки;
* при списывании буквы
располагаются в обратной последовательности (вместо НА — АН, вместо НОС - СОН);
* учебный материал
располагается на странице снизу
вверх,
копия — выше образца;
В педагогической
практике, в копилке каждого учителя есть набор способов, приемов коррекции недостатков в развитии
различных видов анализа.
Примеры.
Задания на вербальный
анализ:
1) Членить слышимую
речь на отдельные слова и звуки.
2) Выделять звуки из слова вразбивку (называть
2, 3, 5 — и другие звуки в слове).
3) Определить количество гласных и согласных
звуков.
4) Определить количество звуков в словах МАК,
ШУБА, ГВОЗДЬ и другие.
5) Назвать звуки в слове, стоящие перед или
после определенного звука (например, какой звук в слове ДРОВА стоит перед В
или после).
Задания на
фонетико-фонематический анализ:
1) Выделить звук [У] из звукового ряда [О, А, У, О, И, Ы, О].
2) Осуществить тонкую дифференцировку сходных
звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твердых, мягких. Для этого
использовать приемы: 1) предметное лото, 2) буквенный диктант (кассу букв) —
записать первую букву слов ТРУБА, ДОМ, ДУБ, ТРАМВАЙ; 3) работа с фишками
красного, синего, зеленого цвета, абаком; различить слова, близкие по звуковому
составу, но различные по смыслу: крыша—крыса, день—тень, булка—белка).
Задания
на зрительный анализ:
1)
Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:
се
СЕ, ЕС, СО, СЕ, ЕС, СО, СЕ, СЕ, ОС, ЕС, СЕ
кот ТОК, ОТК, КОТ, КИТ, ТАК, НОТ,
КТО, КОТ, КТО, НОК
слон НОСЯ,
ЛОСН, СМОН, СЛОЛ, ЛОСН, СЛОН, ЛОСН, СЛОМ
ЧАШКА ЧАШКА, КАЧАШ, ЧАКАШ, ЧАШКА,
ШКАЧА, ЧАШКА, ЧАШКА
Задания
на анализ пространственных отношений:
1)
Отработать понятия «правый» и «левый».
2) Выполнять
упражнения на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.) для выработки умения правильно
пользоваться предлогами в устной речи.
3) Выполнять задания: нарисовать домик, елочку,
забор, в прямом и перевернутом виде; рассмотреть картинки в прямом и
переносном виде.
4) Узнавать предметы
по контурному изображению и
деталям рисунка.
5) Составлять узоры из геометрической мозаики по
рисункам и памяти.
6)
«Написать» слова справа налево: яблоко,
петух, брюки, вагон, зеркало, ваза, машина, школа, семечко, попугай и др.
Трудности обучения письму
1. Плохая каллиграфия
Причины затруднений:
1. Нарушение
гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради).
2. Леворукость.
3. Плохо развиты
мелкие мышцы пальцев.
4.
Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.
|