Расстройство чтения
2.
Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют в слоги.
Причины затруднений:
1.
Слабо развит фонетический слух и зрительная память.
2.
Нарушение зрительно-моторных координации.
3.
Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух,
смешение букв, сходных по начертанию.
Причины затруднений:
1. Слабое речевое
развитие.
2. Недостатки произношения и слухо-звукобуквенный анализ
(фонетико-фонемати-ческая недостаточность).
3. Может быть травма в
детстве (или родовая травма).
4.
Хроническая болезнь. Неправильная артикуляция звуков речи.
Приемы и методы работы
1. Не торопить и не подгонять такого ученика (он будет
работать медленнее других).
2. Обратиться за консультацией к логопеду (если
он есть).
3. Применять списывание
с одновременным проговариванием вслух, позднее шепотом, обязательно выделять
гласные.
4. При нарушении артикуляции — четкое и ясное
проговаривайте, чистоговорки, специальные занятия в ГПД и дома по произношению.
5. Во время самостоятельной работы делить слова
дужками по слогам.
6. Учить навыкам самоконтроля. Учителю ошибки не
исправлять, а подчеркивать слово, а в последующем — ставить на полях черточку
на той строчке, где сделана ошибка, пусть ребенок найдет ее сам и исправит.
7. Во время урока и
индивидуальных занятий использовать метод орфографичес-кого чтения и
«какографии» - ошибочного письма.
8. Особенно обратить внимание на слова со
стечением согласных (слива, краски и
т.д.). Написать слоги из таблицы и читать каждый день, а потом списывать
проговаривая.
9. Использовать
книгу В.Н. Самойлова «Читалочка для первоклассника» (Краснодар, 1989).
4. Ошибки на уровне предложения. Синтаксические
нарушения (не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с
маленькой буквы).
Причины затруднений:
1 . Слабое речевое развитие.
2. Неумение удерживать в памяти элементы предложения.
3. Слабо развита оперативная память.
Приемы и методы работы
1. Учить интонационно
правильно оформлять предложение при чтении. Составлять схему предложения,
выделять главные члены, дополнять предложения недостающими словами.
2. Составлять
предложения по картинкам.
3. Читать небольшие
рассказы, учить отвечать полными ответами на вопросы.
4. Работать с
деформированным текстом, составляя правильные предложения и рассказы.
5. Давать
индивидуальные задания на дом — в сплошном тексте найти предло-жения и
расставить, где нужно, точки.
6. Найти ошибки в
неправильно составленных предложениях, используя игровой сюжет. Например, прибежала
лисичка, взмахнула пушистым хвостиком и стерла все точки.
7. При работе на
уроках использовать методику В.Н. Зайцева для развития зритель-ной памяти и
расширения поля чтения.
5. Медленное чтение
со скоростью 10 — 15 слов в минуту.
Причины затруднений:
1. Недоразвитие
фонематического слуха.
2. Слабо развита
оперативная память.
3. Низкое речевое
развитие.
Приемы и методы работы
1. Использовать для
корректирования и развития устной речи книгу В.Н. Самойлова «Читалочка для
первоклассника».
2.
Игры для развития зрительной памяти и поля чтения.
3. На уроках
использовать методику В.Н. Зайцева (Резервы обучения чтению. М., 1991):
* жужжащее чтение одновременно всем классом;
* ежеурочные
пятиминутки чтения на каждом уроке;
* зрительные диктанты И.Т. Федоренко (в
течение 2 месяцев).
Целесообразно чередовать письмо зрительных диктантов И.Т. Федоренко с
диктантами Я.В. Беспаловой и B.C. Беспалова, основанными на русских народных пословицах
и поговорках.
При использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду
следующее:
а) предложения
диктанта должны быть написаны только печатными буквами (для этого лучше
использовать кодоскоп или плакатные листы);
б) тексты диктантов удобнее писать ученикам на
листочках; листочки не проверяются и не возвращаются;
в) читают дети молча; тренировки следует
проводить ежедневно.
4. Для родителей
рекомендовать чтение перед сном с использованием диафильмов.
5. На уроках чтения использовать:
* многократное чтение текста;
* чтение
в темпе скороговорки;
* выразительное чтение с переходом на
незнакомую часть текста.
6. Не запоминают
правила, стихи, предложения.
Причины затруднений:
1. Слабо развита
слуховая и зрительная память.
2. Низкое развитие учащихся.
3. Неготовность к
школе.
Приемы и методы работы
1. Использовать
опережающее обучение.
2. Учить правила,
стихи на уроках хором, индивидуально.
3. Практиковать письмо
по памяти небольших предложений, стихов.
4. Рекомендовать
родителям учить правила, стихи с детьми за несколько дней до изучения в классе.
Учить небольшими порциями, по строчкам, с интервалами в 10—15 минут.
5. Для детей с плохой
памятью использовать различные памятки, таблицы, алго-ритмы ответов и т.д.
7. Не успевают в
срок выполнить задание (очень медленно работают).
Причины затруднений:
1. Очень медлительны
по природе, такой тип нервной системы.
2. Неготовность к
школе.
Приемы и методы работы
1. Не торопить, не подгонять таких детей
(быстрее они работать не смогут).
2. Давать задание меньшего объема.
3. Не вызывать к доске
отвечать сразу. Лучше дать задание по карточке, подгото-виться заранее.
4. Давать таким детям перфокарты, где нужно,
записать только ответы.
5. Спрашивать отдельно, когда все ученики выполняют
какую-либо работу.
6. В период обучения грамоте писать таким медлительным
детям карандашом.
8. Допускают ошибки
на правила: разделительный Ъ знак, ЧК-ЧН, парные
согласные,
безударные гласные, двойные согласные и др.
Причины затруднений:
1. Неготовность к
школе.
2. Слабое речевое
развитие.
3. Нарушение
фонематического слуха.
4. Не развита
орфографическая зоркость. Приемы и методы работы 1. Специальные
упражнения на развитие фонематического слуха, зрительной памя-ти, внимания.
2. Тренировка в
развитии оперативной памяти (рекомендовать методику В.Н. Зайцева).
3. На уроках использовать метод орфографического
чтения, «какографии», письмо с пропуском орфограмм.
Какография (от греческих слов kakos
- плохой и grapho — пишу) — умышленно ошибочное письмо, которое
предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Данный прием позволяет в определенной степени изменить
манеру общения учителя и детей — общение
становится более
живым. В системе практических занятий использование какографии создает условия
для контроля работы учителя со стороны ученика: ученик находит и исправляет
«ошибки» учителя. Налицо не жесткий диктат, а педагогика сотрудничества.
Распространение приема
какографии в России относится ко второй половине XVIII и первой половине XIX веков. Одно из первых описаний данного приема дано в
методическом пособии «Практическая орфография с предварительными к ней
замечаниями», составленная Петром Перевлесским, старшим учителем Ярославской
гимназии (1842 г.).
Упражнения такого типа
составлялись из отдельных предложений или отдельных слов, умышленно написанных
с орфографическими ошибками, например: утюк,
шак, спосоп, крук и т.д. Ученики должны были обнаружить и исправить
ошибки, написав слово правильно. Такие упражнения давались сразу после
знакомства учащихся с орфографическим правилом, и считалось, что они выступают
важнейшим средством обучения орфографии.
В чем особенность
какографии как приема, который применяется иногда учителями при обучении детей
правописанию в современной школе? При проверке письменной работы ученик часто
не видит ошибок в словах. Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям
первых букв догадывается, какое слово написано. Еще менее внимательно ученик
всматривается в слова, которые только что написал сам.
Какография учит более
внимательно прочитывать написанное, учит проверять.
Основываясь на
положении о сознательном происхождении навыков, К.Д. Ушинский процесс усвоения
орфографии тесно связывал с отчетливой и ясной работой мышления. Интересны в
этом плане рекомендации великого педагога относительно использования в качестве
одного из средств обучения правописанию упражнений по какографии.
«Какография, —
утверждал автор «Родного слова», -употребляемая вовремя и с уменьем... занятие
весьма полезное; но ее должно употреблять только как проверку и закрепление
орфографических знаний, уже приобретенных учеником» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. Т.2. М., 1939.)
Однако Ушинский
предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии,
ибо «неправильно написанное слово затверживается в памяти зрения».
4. Выделять орфограммы крупными зелеными буквами:
аЛЛея, ноНКа, крылЬя.
5. Давать
индивидуальные задания такого вида: «Подумай, на какое правило это слово,
выдели орфограмму, подбери еще слова на это же правило».
6. Для развития
зрительной памяти и орфографической зоркости использовать картины. Например,
посмотри на картинку и найди слова с разделительным мягким знаком, запиши их.
7. Для предупреждения
ошибок в письменных работах применять карточки и предварительное чтение, и проговаривание
слов и словосочетаний.
8. Практиковать
ежедневные зрительные и орфографические диктанты с предвари-тельным разбором
орфограмм.
9. Использовать «Систему упражнений» И.В. Данилова
для развития произвольных познавательных процессов.
|