Суббота, 18.05.2024, 11:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои выступления [14]
К педсовету [47]
Материалы к выступлению
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады » Мои выступления

Особенности работы над литературным произведением при обучении младших школьников

      Значительную часть текстового материала в учебниках составляют сказки. Мир сказок прекрасен и удивителен для детей. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события; привлекают герои – смелые, находчивые; сказки подкупают своей идейной направленностью: доброе всегда побеждает. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых и на злых, жадных, завистливых. Сказка развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что (какие качества) больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряют? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются? 

     Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. 
Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки.
     Сказки как жанр вполне отвечает возрастным потребностям учащихся начальных классов.
     Центром этого блока являются сказки народные, среди которых преобладают русские. Но курс «Родное слово» дает детям возможность познакомиться и со сказками других народов (есть в учебниках чукотская, эвенская, дунганская, украинская, белорусская, персидская и другие сказки). В народной сказке о своей жизни повествует сам его создатель – народ. Поэтому отдельные детали повествования о труде, быте, о материальных лишениях и невзгодах позволяют представить особенности жизни народа в определенное время, думы и мечты людей. Однако главная ценность в самом подходе к изображению народа. Народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки. Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Дети с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.
     Народные сказки представлены в трех своих разновидностях: сказки о животных, волшебные и бытовые. Дети не просто знакомятся с разными видами сказок, они должны усвоить их жанровые признаки, уметь определять вид сказки. Последовательная работа по определению жанровых признаков конкретных произведений постоянно формирует у детей одно из самых важных литературоведческих понятий – понятие жанра.
Народная сказка дана в соотнесении со сказкой литературной.
Такая системная работа со сказкой будет очень плодотворна для детей и в чисто познавательном, и в нравственном, и в эстетическом, и в эмоциональном плане. Дети конкретно увидят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда награждается, а зло наказывается.
     Обычно со сказками дети знакомятся еще до школы. Вероятно, знают они и те, что представлены в учебниках. Это не должно смущать учителя. Ведь на уроках дети не просто читают тексты сказок, а еще и учатся их анализировать, оценивать как художественные произведения. Знание текста, сюжета только поможет ученикам работать со сказкой на уроке.
Итак, работа с произведениями этого раздела должна реализовать следующие целевые установки программы:
  - изучение художественного произведения как образца словесного искусства, практическое овладение такими литературоведческими понятиями, как фольклор, жанр, персонаж, композиция;
  - изучение родного языка в его эстетической функции, активное речевое развитие учащихся;
  - формирование представлений об авторах, особенностях их творчества;
  - приобщение к истокам и основам родной культуры, знакомство со старинным русским бытом;
  - развитие творческих способностей.

     Используются разнообразные формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и др.
     Сквозным является также раздел, посвященный изучению шуточного фольклора. Он дается в двух подразделах, что делает структуру учебников разнообразной по эмоциональному тону: тексты серьезные чередуются с шуточными. Раздел содержит произведения фольклора разных жанров. Кроме скороговорок, небылиц, загадок-шуток сюда включены также докучные сказки, байки, присловья и др.
     Небольшие шуточные произведения, чаще всего стихотворные, легко и с интересом воспринимаются учащимися. Но важно, чтобы в этих шутках дети увидели и серьезный смысл (осмеяние трусости, хвастовства, глупости, жадности и др.)
     В курсе «Родное слово» произведения изучаются не только со стороны содержания, детей учат видеть их устройство, форму. И в этом разделе учащиеся должны научиться различать произведения разных жанров по конкретным признакам.
Произведения шуточного фольклора интересны для анализа речевых особенностей, т.к. основное средство создания комического здесь – словесная игра (обыгрывание многозначности слов, омонимия, алогизм, противоречивые сцепления слов и предложений).
     Эти произведения – благодатный материал для организации творческой работы. Дети охотно и успешно создают свои тексты по выявленной при изучении модели того или иного жанра (загадка-шутка, небылица, докучная сказка и др.)
В разделе произведения русского фольклора сопоставляются с произведениями того же жанра из фольклора других народов. Сопоставление должно выявить для детей, во-первых, общие жанровые признаки (они не зависят от национальной принадлежности текста. Например, потешка – это всегда небольшой забавный стишок, героями которого являются животные; они в потешке действуют как люди); во-вторых, общечеловеческое в содержании (напр., жадность, глупость, трусость становятся поводом для осмеяния у разных народов).
     Итак, работа с произведениями этого раздела реализовать следующие программные цели:
- практическое овладение некоторыми литературоведческими понятиями (фольклор, жанр);
- изучение художественного произведения как образца словесного искусства, развитие языкового чутья и языкового вкуса;
- формирование представлений об авторах и особенностях их творчества;
- нравственное воспитание учащихся;
- развитие творческих способностей.
Категория: Мои выступления | Добавил: Ujylfr (26.06.2010)
Просмотров: 1638 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz