Контроль,
или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса
обучения. Педагогическая диагностика понимается как процесс, в ходе которого
производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и
некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных
знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении
учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей
и всего образовательного учреждения. Статистический анализ исследовательских работ показал, что
путь к успеху лежит через обогащение традиций применением диагностики и
технологий. Основное направление современной педагогики - переход к
научно-технологическому уровню профессионального мышления.
Чаще всех используется диагностика учебных результатов учащихся по
четырем уровням (по Шамовой Т.И.):
I уровень
- 100-80% - оптимальный;
I1 уровень - 79-65% - допустимый;
I11 уровень - 64-50% - критический;
IV уровень
- менее 50% - недопустимый.
Используются
данные анализа контрольно-методических срезов, контрольных работ, проводимых
периодически в течение года. Анализ результатов этих контрольных срезов
позволяет учителям индивидуализировать учебную работу на уроках, выделить
учащихся, нуждающихся в дополнительных консультациях, конкретизировать объем и
содержание педагогической помощи для каждого ученика. Практика показывает, что
повышение уровня ЗУН находится в прямой
зависимости от педагогических усилий учителей, уровень обучаемости в очень
большой степени зависит от наследственных факторов и психофизиологических
особенностей личности ученика и вследствие этого редко повышается даже при
большом объеме педагогической помощи. В отдельных случаях оказывается возможным
повысить уровень обучаемости за счет именно формирования общеучебных умений и навыков, необходимых для
саморазвития и расширения зоны ближайшего развития ученика. Выявление уровня обучаемости
учащихся позволяет адекватно оценивать их учебные возможности, тогда как
применение только оценки предметных ЗУН из-за учебных пробелов может приводить
к занижению возможностей детей, негативно влиять на их самооценку и отношение к
учебному процессу.
Подобная
система диагностики эффективности образовательного процесса, включающая
мониторинг обученности по итоговым зачетным работам, традиционные
административные работы, контрольно-методические срезы уровня обучаемости,
выявляющие уровень преподавания по отдельным предметам, позволяют достаточно
полно оценить результативность учебного процесса, учитывая не только уровень
знаний по предмету, но и динамику личностного развития ребенка.
Все
классные коллективы разные, отличаются друг от друга, требуют индивидуального подхода, и было бы не вполне
разумно применять в них одни и те же
рекомендации для работы. В данной ситуации не обойтись без диагностики.
Великий
ученый древности Пифагор говорил, что "мудрость - это знание
порядка". Знание порядка не было бы возможным, если бы не периодически
повторяющиеся педагогические явления, если бы не цикличность всей деятельности.
Оценочная плоскость - это развертка
показателей качества знаний. На ней нанесены три основные линии: СГ-для среднегимназического
уровня; СМ - для среднемассового уровня; Н - для уровня вдвое ниже
среднемассового.
Условно можно считать, что
графики для школ или классов высокого уровня ("5") лежат выше линии
СГ; если график проходит между линиями СГ и СМ - результат работы можно считать
хорошим ("4"); если график расположен между линиями СМ и Н, то
результат можно считать удовлетворительным ("3"), если график лежит
ниже линии Н, то дела плохи ("2").
Причины
закономерного падения качества обучения с 1 по 4 классы и далее в среднем и
старшем звене:
1)
увеличение объема
материала,
2)
отсутствие технологий
повторения по русскому языку и математике.
Обычно самые большие потери в дошкольной
ступени обучения, они обусловлены тем, что дети не посещают садики, лишены
общения со сверстниками, и у них образуется задержка эмоционально-речевого
развития.
Основная
причина потерь в первой ступени - недостаточный уровень общеучебных умений:
низкая скорость чтения, письма, вычислений.
Две
основные закономерности, на которые непременно надо обратить внимание, это
закономерности И.Марева и Д. Хейса.
Первая
касается зависимости благосостояния государства от образованности населения:
инвестиции в образование приводят к его усилению и укреплению науки, к
разработке и освоению новых производственных технологий, к увеличению
производства товаров. Все звенья этой цепочки должны быть обеспечены в
экономическом и кадровом отношении, иначе цепочка может прерваться и тогда, как
следствие, неизбежен промышленный
кризис.
Вторая
закономерность (кольцо преемственности по Д. Хейсу) состоит в решающем значении для состояния системы образования
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между всеми ее ступенями: от развития детей в дошкольный период
зависят их успехи в начальной ступени, от сформированности общеучебных умений зависят результаты обучения во второй
ступени школы, затем это сказывается в системности знаний выпускников школ, в
качествe вузовской подготовки; наконец, связи замыкаются на детях
следующего поколения. Замкнутый характер связей приводит как к усилению всей системы
при улучшении работы любой ее ступени,
так и к ослаблению всей системы при бесконтрольном снижении качества
работы любого ее звена. Огромный вред нанесло пренебрежение проблемами
дошкольного образования, умышленно скрываемое безотметочным обучением в первом
классе: сейчас только половина первоклассников может заниматься на
"4" и "5". Пренебрежение общеучебными умениями привело к
уменьшению числа хорошо занимающихся пятиклассников до 32 процентов. К девятому
классу этот показатель падает еще вдвое из-за неоправданного обилия
одновременно изучаемых предметов. Ставка школ на работу только с одаренными
детьми тоже оказалась несостоятельной. Необходимо заботиться о максимально
возможном развитии всех учащихся.
Общеизвестно,
что ученики, снизив за лето уровень общеучебных умений, учатся в первой
четверти хуже обычного. Проведенные исследования показали, что скорость чтения
снижается более чем у половины учащихся, скорость письма - у двух третей,
вычислительные навыки сохраняются только у четвертой части школьников. Игнорирование
этой закономерности нельзя считать разумным, а восстановление их в
начале учебного года в первой и второй ступенях школы считать основной задачей
первой четверти.
Во
второй четверти сказывается, что по ряду предметов дети не осваивают
терминологию, слабо владеют обычной репродукцией. Основная задача второй
четверти должна состоять в усилении репродуктивного освоения языка учебных
предметов.
Третья
четверть - это четверть усиления
для большинства учеников алгоритмического применения знаний и умений. Творчество пока им
недоступно: если ученик имеет тройки по большинству предметов, то даже
алгоритмическое применение знаний вызывает у него организационные трудности.
Надо для каждого ученика создать зону повышенного внимания - выделить два
предмета, по которым его будут чаще спрашивать. Это гораздо лучше, чем
стихийное барахтанье и потопление в необъятном для него море
информации.
Только
в четвертой четверти можно форсировать творчество: необходимые знания уже
накоплены, теперь можно их
преобразовывать, систематизировать и активно применять. Итак, в соответствии с существующими закономерностями
основные задачи четверти учебного года имеют такой вид:
первая
- восстановление общеучебных умений;
вторая
- овладение репродуктивным языком предметов;
третья
- оптимизация алгоритмического применения;
четвертая
- форсирование творчества.
решение одной или двух из этих задач не приводит к
успеху.
Исследования показали,
что наибольшие потери (50% и более) дает
дошкольная ступень образования. Межрегиональной,
экспериментальной площадкой "Преемственность" (научный руководитель Н.В.Зайцев) была
проведена оценка уровня развития дошколят по 23 признакам, и оказалось, что у
будущих первоклассников мал словарный запас, не развита ассоциативная и
зрительная память.
Поэтому
необходимо с самою первого дня появления в школе уделить внимание первоклассникам,
использовать диагностику для дальнейшей технологичной работы по подготовка
психики к развитию речи.
Необходимо также уже во
втором полугодии использовать внеурочные
пятиминутки жужжащего чтения и
ежедневные зрительные диктанты по И.T. Федоренко - для развития
оперативной памяти. А выставление в первом классе высоких оценок, отметок
"4" и "5" помогают формированию правильных отношений семьи
и школы, а еще способствуют, как показали исследования, улучшению результатов
начального обучения.
Все
мы знаем существующие официальные
нормативы общеучебных умений, но есть сомнения в том, что эти нормативы
обеспечивают нормальную учебу школьников
при переходе из первой во вторую ступень обучения, этот переход сопровождается
удвоением объема изучаемого материала и обнаруживает крайне неприятные вещи:
·
оказывается, что дети
читают медленнее, чем говорят; при скорости
разговорной речи 120-150 слов
в минуту (a y
отдельных холериков более 200) нормативная
скорость чтения составляет 90 слов
в минуту,
·
скорость письма (40-45 букв в минуту) явно недостаточна и вызывает paздражение учителей русского языка, которым надо за два года
"прогнать" 48 орфограмм,
·
что "легче"
всех жить учителям математики, так как нормативы
вычислительных умений вообще отсутствуют.
Все
названное является закономерным следствием
введения нормативов "от достигнутого
уровня" в условиях переполненных классов. При таком подходе успеваемость
не может не падать. Были собраны данные по
многим школам и
установлено, с какой средней скоростью читают, пишут и вычисляют
пятиклассники-отличники, хорошисты, троечники.
|
Скорость чтения (количество слов в минуту)
|
Скорость письма (количество слов в минуту)
|
Скорость вычислений(количество цифр в минуту)
|
Отличники
|
150
|
80
|
40
|
Хорошисты
|
120
|
60
|
30
|
Троечники
|
90
|
40
|
20
|
Конечно,
нельзя ставить задачу сделать всех
учеников отличниками - этот уровень доступен немногим. Но нормативно-троечный уровень тоже нельзя
выбрать в
качестве ориентира. Надо стремиться к тому, чтобы большая часть учеников уже в пятом
классе имела уровень хорошистов: 120/60/30.
Это потребует усиленной тренировки
в течение всего учебного года. При этом
надо проводить ежемесячные контрольные
замеры, стимулирующие еженедельные взаимозамеры и ежедневные самозамеры. И надо ввести единые
требования для их проведения.
ДИАГНОСТИКА
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Учитель при всем своем
желании не сможет в полной мере осуществлять
индивидуальный подход в обучении; в лучшем случае возможен лишь учет индивидуальных особенностей школьников в
коллективных формах работы. А это
требует немедленного повышения технологичности, систематического проведения
диагностики классного коллектива с целью выявления и учета его типичных
особенностей.
Диагностику
классного коллектива следует понимать как статистическую оценку и сравнение
влияния факторов разной природы (социальных, психологических, педагогических,
медицинских и др.) на результаты учебной деятельности.
Для
практического проведения диагностики необходимо:
- определить количественную оценку успеваемости каждого
ученика (в первой четверти можно взять
результаты прошлого учебного года);
- провести замеры скорости чтения, письма и вычислений;
- оценить степень влияния общеучебных умений на
успеваемость;
- сравнить их реальный уровень с минимально
необходимым;
- сделать и зафиксировать выводы для последующего технологического тренажа.
Отличие технологий от обычных методик - более строгий учет психолого-дидактических закономерностей и результатов диагностики. Это
и позволяет получать уверенно хорошие
результаты при меньших затратах времени
и труда. Среди частных педагогических технологий наибольшей популярностью пользуются
технологии совершенствования общеучебных умений, а среди них основными следует
считать те, которые позволяют быстро наращивать
скорость чтения, письма и вычислений до
оптимальных значений без ущерба для качества этих умений, т.е. позволяющих учиться на «4» и «5».
Основная
зона применения технологии достижения
оптимального чтения (т.е. со скоростью разговорное речи - 120-150 слов в минуту для русскоязычных
школьников) - это 2-3 классы.
Основная
зона применения технологии обеспечения достаточной скорости письма (60 букв в минуту)
- это 3 классы, но ее можно
применять и во вторых классах.
Основная
зона технологии совершенствования вычислительных умений, позволяющая достигать скорости 30 цифр в
минуту при умножении двузначных чисел, - это 3 классы.
Совершенствование
общеучебных умений не отразится сразу на увеличении качества знаний, но
послужит почвой для его роста в конце учебного года.
|