Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: • необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта; • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы. В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы. В рамках традиционных учебных занятий использую: • проблемное введение в тему урока; • постановку цели и задач урока совместно с учащимися; • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; • выдвижение идеи (мозговой штурм); • постановку вопроса (поиск гипотезы); • формулировку предположения (гипотезы); • обоснованный выбор способа выполнения задания; • составление аннотации к прочитанной книге, картотек; • поиск дополнительной литературы; • подготовку доклада (сообщения); • самоанализ и самооценку, рефлексию; • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п. Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности: • оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного); • классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация); • определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий); • доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения). Например: 1. Выделение признаков. а) Какую форму имеет фигура ? Почему эта фигура является треугольником? б) Назовите признаки числа 27. в) Назовите признаки весны. г) Назовите признаки слова «карандаш». 2. Сравнение двух и более предметов. а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются? б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50? в) Назовите общие признаки кошки и собаки. 3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д. 4. Классификация. а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа. б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10? в) Назови каждую группу одним словом: Татьяна, Ольга, Анна, Юлия. Понедельник, вторник, четверг, суббота. 2, 4, 6, 8. г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом: грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5, … . 5. Родо-видовые отношения. а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи. б) Чего больше: ежей или животных? в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери». г) Закончи предложение: Хлебница – эта посуда для … . Глагол – это часть речи, которая … . Четное число – это число, которое … . д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным. Щенок – это маленькая собака. Щенок – это детеныш собаки. 6. Простейшие умозаключения. Закончи предложение: Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, … Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, … На уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.
Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.