Юлия МАКСИМОВА,
г. Москва
Штриховка и развитие речи
Кружок. 1 класс
Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? Дополнительный час занятий на кружке в неделю призван помочь начинающему школьнику.
Организация занятий подчинена решению следующих задач:
– развитие речи;
– развитие мышления;
– развитие воображения;
– развитие мелкой моторики.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения. В развитии речи М.Р. Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий кружка.
Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:
-
Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка.
-
Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.
-
Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.
-
Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.
Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребенок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребенку в решении таких проблем – одна из задач кружка.
В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Поэтому в помощь первокласснику заслуженный учитель России Е.Н. Потапова к урокам обучения грамоте предложила ввести занятия по штриховке (см. книгу Е.Н. Потаповой «Радость познания». – М.: Просвещение, 1990). Идея включения штриховки в уроки стала интересна и близка многим педагогам, которые постарались ввести этот вид деятельности в свою практику. Но сокращение часов, отведенных базисным планом на уроки обучения грамоте в последние годы, ставит перед учителем нелегкую задачу: прежний объем материала за меньший временной промежуток. Как успеть все? Возникла мысль вынести за сетку занятия по штриховке и развитию речи, чтобы предоставить первокласснику возможность развития.
Занятие кружка «Штриховка и развитие речи» проводится по следующей структуре:
– пальчиковая гимнастика;
– словарная работа в игровой форме;
– определение темы рисунка;
– составление рисунка и штриховка;
– составление текста-описания по рисунку;
– подведение итога.
Занятия проводятся один раз в неделю, курс рассчитан на 33 учебных часа.
Необходимо учитывать следующее:
-
Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.
-
Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).
-
Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.
-
С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
-
Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.
-
Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.
-
Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности.
Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.
Планирование
Дата
|
Номер
занятия
|
Тема обучения грамоте
|
Тема
занятия
|
Тема по развитию речи
|
|
1
|
Звуки гласные и согласные
|
Лес
|
Лексика и словообразование
|
|
2
|
Буквы а и о
|
Цветы на клумбе
|
Дифференциация звуков,
составление словосочетаний
|
|
3
|
Буква ы
|
Шары
|
Образование множественного числа
|
|
4
|
Буква н
|
Порядок
|
Предлог на
|
|
5
|
Буква с
|
Самолет
|
Звук [с]. Лексика
|
|
6
|
Буквы к и т
|
Кактусы
|
Решение логической задачи,
аргументация
|
|
7
|
Буква л
|
Лягушата
|
Звук [л]. Автоматизация звука
|
|
8
|
Буква р
|
Краски.
Цвета и оттенки
|
Лексика по теме, словообразование
|
|
9
|
Буква в
|
Виноград
|
Использование предлогов, лексика
|
|
10
|
Буква п
|
Паук и Муха
|
Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек
|
|
11
|
Буква м
|
Транспорт
|
Лексика по теме, словообразование
|
|
12
|
Буквы з – с
|
Снеговик
|
Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией
|
|
13
|
Буквы б – п
|
Бабочка
|
Сочинение-описание
|
|
14
|
Буквы д – т
|
Роботы
|
Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией
|
|
15
|
Буква ч
|
Черепаха
|
Развитие мышления,
устное сочинение
|
|
16
|
Мягкие согласные звуки
|
День
|
Развитие мышления,
устное сочинение
|
|
17
|
Звук ш
|
Шмель
|
Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией
|
|
18
|
Буква ж
|
Жук
|
Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией
|
|
19
|
Буква е
|
Елка
|
Составление пересказа
|
|
20
|
Буква ю
|
Клюква
|
Составление пересказа
|
|
21
|
Буква ц
|
Цыпленок
|
Составление пересказа
|
|
22
|
Буква щ
|
Щенок и щетка
|
Развитие мышления,
устное сочинение
|
|
23
|
Буквы ф – в
|
Фонтан и вода
|
Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией
|
|
24
|
Буква я
|
Интонация.
Ягоды и львенок
|
Развитие мышления,
устное сочинение
|
|
25
|
Дифференциация
звуков ц – ч
|
Часы
|
Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией
|
|
26
|
Дифференциация
звуков с – ш
|
Мыши
|
Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией
|
|
27
|
Предметы
|
Кухня. Игровой материал
|
Лексика по теме, словообразование
|
|
28
|
Признаки предметов
|
Листья.
Времена года
|
Лексика по теме, словообразование
|
|
29
|
Действия предметов
|
Камень и львенок
|
Развитие мышления, устное сочинение
|
|
30
|
Составление текста из предложений
|
Космос, ракета
|
Развитие мышления,
устное сочинение
|
|
31
|
Русские народные сказки
|
Колобок
|
Составление пересказа
|
|
32
|
Русские народные сказки
|
Репка
|
Составление пересказа
|
|
33
|
Составление текста
|
Лето
|
Развитие мышления, устное сочинение
|
Список использованной литературы
1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
Источник: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800907 |