Занятие 23
Учитель. Покажите ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками.
Вот все пальчики мои.
(Поворачиваем кисти рук.)
Их, как хочешь, поверни –
(Хлопаем перед собой, потом за спиной.)
И вот этак, и вот так –
(Руки ставим перед грудью, пальцы в «замок».)
Не обидятся никак.
(Руки вперед, ладони вперед.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Делаем круговые движения кистями рук.)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями рук.)
– Прочитайте загадку. Какое слово в ней пропущено?
На доске:
В жару прохладная струя
Звенящим шорохом чарует,
И радуга манит меня,
И дождика игра волнует.
Он на хрустальный шар похож.
Как он воздушен и хорош!
И брызги моря-океана,
Хоть и стою я у... (фонтана).
(Ю. Максимова)
|
– Сколько значений имеет слово фонтан?
Материал для справки: фонтан (итал. fontana, от лат. fons –источник):
1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т.д.);
2) архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением бьющих вверх или стекающих струй воды.
– Рассмотрите иллюстрации с изображениями разных фонтанов. Что у них общего?
Дети. Струи воды, которые поднимаются и падают.
– Небольшой бассейн, в который стекает вода.
У. Чем различаются фонтаны?
Д. Внешним видом, формой, наличием скульптур, направлением струй и др.
У. Предлагаю вам проговорить четко и быстро скороговорку: «В фонтане-фонтанчике из фазана-фазанчика вода фантастически фонтанирует».
Дети проговаривают, постепенно наращивая темп.
– Как вы представляете фонтан, который описан в скороговорке?
Д. Это небольшой фонтан со скульптурой в виде птицы фазана, бьющий большой и сильной струей.
У. Прочитайте слова, предложенные на карточке.
Карточка
грандиозный, великолепный, чудесный, чарующий, скромный, гремучий, прохладный, живой, жемчужный, светлый, серебристый, алмазный, пенный, многоструйный, звенящий, дрожащий, говорливый, милый, поющий
|
Дети читают слова.
– Что общего у всех этих слов?
Д. Они обозначают признак, отвечают на вопрос какой?
У. Подберите по три признака к каждой иллюстрации.
На доске – схема, в которую подставляется иллюстрация с изображением фонтана, подбираются наиболее подходящие признаки для описания. Меняем иллюстрацию в схеме –повторяем задание, стараемся использовать разные прилагательные.
– Как можно изобразить фонтан на рисунке? Когда нам необходима линейка? А что можно сделать без нее?
Д. Фонтан может иметь любую форму или основание, поэтому из любой геометрической фигуры могут бить струи. Бассейн делаем линиями, а струи опускаем без линейки.
Дети рисуют. Особое внимание уделяем использованию эпитетов в детской речи при представлении работ.
Занятие 24
Учитель. Покажите пальчики. Работаем вместе.
Раз, два, три, четыре, пять –
(Хлопаем на счет.)
Вышел пальчик погулять.
(Крутим указательный палец правой руки по ладошке левой.)
Только вышел из ворот –
Глядь, к нему другой идет.
(К указательному присоединяем средний.)
Вместе весело идти –
Ну-ка, третий, выходи!
(Присоединяем безымянный палец.)
Вместе встанем в хоровод –
(Ладонь поджимаем к ладони.)
Вот! (Хлопок.)
– На доске – кроссворд. Разгадайте его.
Отгадки вписываем в кроссворд на доске и помещаем иллюстрацию с изображением названной ягоды.
По вертикали:
1. Под листом на каждой ветке
Сидят черненькие детки.
Тот, кто деток соберет
Руки вымажет и рот. (Черника.)
2. Долгоножка хвалится:
– Я ли не красавица?
А всего-то – косточка
Да красненькая кофточка! (Вишня.)
3. В гуще зелени на грядке
Зреешь крупной ты и сладкой.
Вся румянцем налитая,
Стала прятаться в листву.
Ишь ты, хитрая какая –
Все равно тебя сорву! (Клубника.)
4. Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко. (Слива.)
5. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, –
Вот и назван... (Ежевика.)
6. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей.
А сушеная – в запас
От простуды лечит нас. (Малина.)
7. Низок да колюч,
Сладок да пахуч.
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь. (Крыжовник.)
По горизонтали:
8. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки. (Земляника.)
|
У. Как все отгадки назвать одним словом?
Дети. Ежевика, малина, вишня, клубника, слива, черника – это все ягоды.
У. На какие группы можно разделить ягоды?
Д. Ягоды садовые – вишня, слива, крыжовник, ягоды лесные – черника. Есть такие, которые растут и в саду, и в лесу, – ежевика, земляника, малина.
Физкультминутка
Дима шел, шел, шел,
(Ходьба на месте.)
Восемь ягодок нашел.
(Наклоняемся.)
Ах, какие сладкие,
(Всплескиваем руками.)
Ах, какие вкусные!..
(Всплескиваем руками.)
Дима присел (Приседаем.)
И три ягодки съел.
(Имитируем движение.)
У. Сколько осталось?
Д. 8 – 3 = 5.
(Встаем – отвечаем.)
У. А любые ли ягоды можно есть в лесу?
Д. Только те, которые тебе известны.
У. Я предлагаю послушать историю про Львенка.
ЯГОДЫ
Однажды у Львенка жутко разболелся живот. Чего он только ни делал: и зарывал живот в теплый песок, и прикладывал мокрые листья – ничего не помогало! И неизвестно, чем бы это кончилось, не подоспей вовремя умная Черепаха. «Что же случилось, маленький Львенок?» – встревожилась она. «Живот очень боли-ит», – хныкал Львенок. Черепаха достала какой-то узелок и высыпала оттуда немного порошка: «Вот, проглоти его и запей водичкой». Когда боль прошла, Львенок спросил у Черепахи: «Скажи, Черепаха, почему у меня так разболелся живот?» – «Сперва скажи мне, что ты ел, маленький Львенок» – строго спросила Черепаха. «Я ел ягоды», – ответил Львенок. «А где ты их нашел?» – поинтересовалась Черепаха. «В кустарнике, – пояснил Львенок. – Там еще много таких – ярких, красных». «Послушай, Львенок, а разве можно есть неизвестные ягоды?» – еще строже спросила умная Черепаха. «Они были такие красивые», – оправдывался Львенок. «А ты знаешь, что если ягоды несъедобны, ими можно отравиться?» – опять спросила Черепаха. «Да, – тихо ответил Львенок, – но для того, чтобы узнать, съедобные ягоды или нет, их же нужно попробовать». Черепаха улыбнулась: «Давай подумаем вместе, маленький Львенок: ягоды нужно съесть, чтобы узнать, съедобные они или нет, и нельзя, потому что можно отравиться». – «Как же я все-таки узнаю, съедобные ягоды или нет?» – удивленно спросил Львенок.
– Подумайте и помогите Львенку решить эту задачу.
Д. Нужно показать ягоды взрослым.
– Посмотреть в справочной литературе.
Обсуждаем все варианты, выбираем самые удачные.
У. Давайте составим для Львенка иллюстрации, по которым он смог бы определять съедобные ягоды.
Составление рисунков – вишни, малины, земляники, сливы и др. Представление работ.
Литература
Богат В. Кто поможет Львенку? Творческий практикум для дошкольников. – М.: ООО «Алтей». – Сер. «Готовимся к школе».
Занятие 25
Занятие начинается с пальчиковой гимнастики.
Учитель. Прочитайте загадку, написанную на доске. О чем она?
Долго маятник качался
И совсем не утомлялся.
Это вовсе не игрушка,
А часы – часы с кукушкой!
Опускаем руку пальцами вниз, сжимаем пальцы в кулачок, вытягиваем указательный палец и качаем им. Повторяем упражнение несколько раз.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас!
Дети. Это часы.
У. У нас на занятии речь пойдет о часах. Что такое часы? Какие часы вы знаете?
Д. Наручные, настенные, электронные, песочные.
У. Послушайте, что говорится о часах в энциклопедии.
Статья из Толкового словаря
ЧАСЫ – прибор, отсчитывающий время в пределах суток. Стенные, карманные, ручные (наручные)ч. Бой ч. Песочные ч. Солнечные ч. (со стрелкой-стержнем, отбрасывающей тень на обращенный к солнцу циферблат). Электронные ч. Как ч. (действовать, работать: точно, четко).
уменьш. часики, -ов.
прил. часовой, -ая, -ое. Часовые стрелки. Часовая мастерская. Часовых дел мастер (часовщик).
ЧАС, часа (часу) и (с колич. числит.) часа, часу, предл. о часе, в часе и в часу, мн. – ы, – ов, м. (часа; при колич. числит. часа, в часе). Промежуток времени, равный 60 минутам, одна двадцать четвертая часть суток. Прошел целый ч. Опоздать на ч., на два ч. Расти не по дням, а по часам (очень быстро). Часами ожидать кого-н. (очень долго).
Энциклопедическая статья
ЧАСЫ – прибор для отсчета времени. Часы условно подразделяют на бытовые (наручные, карманные, настольные, настенные и др.) и специальные (напр., секундомеры, хронометры). Первыми часами были солнечные; во 2-м тыс. до н.э. появились водяные часы; первые упоминания о механических часах относятся к концу VI в.; современные механические часы созданы Х. Гюйгенсом в 1657 г.; в 70-х гг. ХХ в. получили распространение электронные кварцевые часы с цифровой индикацией, например на жидких кристаллах.
Это интересно
В каждом доме, конечно, есть часы. И, скорее всего, их несколько. Будильник, который помогает не проспать школу, настенные часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. На кухне можно увидеть и песочные часы.
Первые часы были солнечными. Но ведь солнце ярко светит не всегда. И тогда придумали измерять время водяными часами. Появились они в Древней Греции (клепсидра). Самые знаменитые часы были сделаны греческими механиками.
Когда зародилось христианство, то знание точного времени стало просто необходимым – ведь все молитвы и службы идут по часам. Монахи придумали размечать свечи на равные доли и измерять время горением свечи. Кстати, минуты тогда не считали.
Мы не знаем точно, когда появились механические часы. Некоторые считают, что еще в Древней Греции. Первое упоминание о таких часах встречается в византийской рукописи VI века. А дальше начинаются сплошные догадки. Вроде бы какое-то устройство возил с собой в походы Карл Великий. Рассказывают, что монах Герберт Аврилакский в 996 году сделал башенные часы для немецкого города Марбурга.
В ХIV веке башенные часы в Европе делают уже во многих городах. Они не только показывают время, но и воспроизводят движение Солнца и Луны, планет. Часы дополняют механическими устройствами, которые разыгрывают сложные и красивые сценки. Такие часы сохранились, например, в Праге.
Тогда же, в ХIV веке, появились карманные часы. Принцип действия их тот же, но вместо гирь они приводились в движение пружиной.
С развитием техники появились часы совершенно новых конструкций. Сейчас наиболее распространены кварцевые и электронные часы.
(По материалам «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия». 2007).
– О каких еще часах вы узнали?
Д. О солнечных, о специальных, о том, на какие группы делятся часы.
У. А как называются часы, расположенные в башне?
Д. Куранты.
У. Куранты – очень большие часы. Размер стрелки может быть около трех метров. (Показывает на сопоставимых предметах в классе.) Почему куранты так велики?
Д. Куранты располагаются высоко, а всем должно быть издалека видно время.
У. В городе Ярославле есть музей, который называется «Музыка и время». В нем собраны разные старинные часы: напольные и настенные, каминные, часы с боем, с мелодичным звоном. Все эти часы механические. Что общего у всех часов?
Д. Часы показывают время. У электронных часов есть табло, а у остальных (механических и кварцевых) – циферблат. На циферблате – цифры, указывающие часы, стрелки.
У. Сколько обычно стрелок на часах?
Д. На часах может быть две или три стрелки: часовая, минутная, секундная. На будильнике бывает еще неподвижная стрелка, указывающая время звонка.
Физкультминутка
Тики-так, тики-так –
Так ходики стучат.
(Наклоняем голову вправо-влево в такт словам.)
Туки-так, туки-так –
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круг.)
Токи-ток, токи-ток –
Так стучит молоток.
(Изображаем кулачками молоточки, ударяя кулачком о кулачок.)
Туки-ток, туки-ток –
Так стучит каблучок.
(Стучим каблучками.)
У. У нас на занятии будут необычные учебные часы, они помогут нам составить слова. Все слова должны начинаться с сочетания ча.
На часах вместо цифр — слоги до, ры, ша, ща, йка, лма, й, сто, сы, бан.
Д. Чары, чадо, чаша, чаща, чалма, чайка, чай, часто, часы, чабан...
У. Какие слова вам незнакомы?
Учитель и дети обсуждают значения этих слов.
Назовите слова, обозначающие один предмет (в ед. ч.) или несколько (во мн. ч.)
Возможен вариант игры с образованием слов, заканчивающихся на слог цы (птицы, рукавицы, курицы, молодцы, колодцы, бойницы (на башне), больницы и др.).
Дети составляют рисунок часов на башне (куранты) и штрихуют.
Источник: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200900207 |