Занятие 20
Учитель. Покажите ладошки, разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками. Делаем следующие движения вместе:
Это чьи мелькают пятки? (Пальчиками перебираем и барабаним по столу.)
Кто играет с нами в прятки? (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Прыг да скок, прыг да скок – (Пальчики ставим на стол и поджимаем в ритме.)
Ускакала под кусток. (Хлопаем в ладоши.)
– О ком же шла речь?
Дети. Возможно, о лягушке.
У. Ну-ка, поглядим сейчас:
Это шустрая лягушка.
(Учитель помещает иллюстрацию на доску.)
Выходи играть, квакушка!
Лягушонок принес стихотворение о себе.
Дети получают текст на карточках:
– Лягушонок, лягушонок,
Ты весь день в воде сидел.
Лягушонок, лягушонок,
Ты уже позеленел!
Но из речки вслед за мной
Лягушонок озорной
Вылезать не хочет:
– Ква-ква-ква! – хохочет. –
День и ночь могу сидеть
Я в воде студеной.
Не боюсь позеленеть –
Я всегда зеленый!
– Сколько героев действует в этом стихотворении?
Д. Два – автор и лягушонок.
У. Давайте поиграем. Одна часть класса хором будет читать слова автора, другая – слова лягушонка.
Дети читают и разыгрывают стихотворение по ролям. Обращается внимание на дикцию при чтении, соблюдение интонации.
– Однажды лягушонок повстречался со своим другом цыпленком.
Учитель читает текст сказки Л. Яхтина, задавая детям вопросы по ходу чтения:
Цыпленок с Лягушонком пошли в лес... Увидели там какие-то красные ягоды.
– Какие это могли быть ягоды? (Малина, земляника, брусника, костяника, клюква.)
Попробовали – кислые, но вкусные. Только как они называются, вспомнить не могли. А вы вспомнили?
Дети отвечают.
Давай их есть без названия, – сказал Лягушонок. – Поедим, а там, может быть, и вспомним.
– А можно кушать ягоды, названия которых вы не знаете? (Нет.)
И начали они глотать ягоды.
– Клю, – скажет Цыпленок и склюнет красную ягодку.
– А что должен сказать Лягушонок? Вы уже догадались, о какой ягоде идет речь?
Д. О клюкве.
Ква, – скажет лягушонок и тоже ягоду проглотит. Только и слышится: Клю! Ква! Клю! Ква!
– Мы вместе будем составлять иллюстрацию к этой истории с помощью трафаретов. Представление работ будем сопровождать пересказом сказки в парах. Вам надо договориться между собой и распределить роли.
Несколько пар пересказывают сказку. Дети рассматривают рисунки.
Занятие 21
Учитель. Отгадав загадки, вы узнаете, кто сегодня будет гостем на нашем занятии.
Кто два раза родился:
В первый раз – гладкий,
Во второй – мягкий
И скоро петь научился?
Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
Дети. Цыпленок.
У. Изобразим цыпленка.
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет,
Будто бы пшено клюет.
(Дети постукивают по парте подушечкой мизинца левой, а затем правой руки, держа руки над партой.)
– Прочитайте стихотворение, напечатанное на доске. Ответьте на вопрос, поставленный в стихотворении:
Три цыпленка стоят, на скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей?
Д. У наседки будет 5 цыплят, так как 3 уже вылупились и будет еще 2.
У. Как в семье братья и сестры бывают разные, так и у наседки цыплята не похожи друг на друга по характеру. Мы послушаем историю и постараемся ее пересказать.
Учитель читает текст, помещая на доске иллюстрации с изображениями цыпленка, курицы, цветка, гусеницы, цапли.
ЦЫПЛЕНОК ЦЫП
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, да хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы других учить и замечания делать, – говорит цапля,– надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?
У. Что делал цыпленок?
Д. При встрече делал всем замечания, критиковал, указывал.
У. Кому он давал советы?
Учитель обращает внимание на иллюстрации.
Д. Всем – маме, цветку, гусенице, цапле.
У. Может быть, он давал хорошие, толковые советы?
Д. Нет. Цветам необходимы насекомые. Гусеница никуда не спешит. А цапля сама знает, как ловить лягушек.
У. Давайте попробуем рассказать эту историю.
Дети рассказывают по одному эпизоду «цепочкой». Если класс имеет навыки групповой деятельности, можно подготовить пересказ в группах. Далее с помощью линеек составляется «портрет» цыпленка Цыпа.
Занятие 22
Учитель. Покажите ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками. А теперь выполним упражнение «Замок».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог? (Соединяем пальцы)
Потянули... (Пальцы сцеплены в замок, тянем руки в разные стороны.)
Покрутили... (Выполняем волнообразные движения кистями рук.)
Постучали... (Пальцы сцеплены в замок, стучим ладошками друг о дружку.)
И открыли! (Пальцы расцепляем!)
– О каком замке идет речь в загадке:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Дети. Здесь слово замок используется в переносном смысле – это собака.
У. А как называется ребенок собаки?
Д. Щенок.
У. На доске напечатано стихотворение про щенка. Давайте прочитаем его вместе.
Чуть побольше рукавички
Подарили мне щенка.
Он пока что с непривычки
Не лакает молока.
Я позвал на помощь кошку,
Я придвинул ближе плошку.
Хорошо пошел урок:
Лижет плошку мой щенок.
(А. Шлыгин)
– Расскажите, каким вы представляете себе щенка?
Д. Щенок совсем маленький, беспомощный, слабый и беззащитный, тщедушный.
У. Щенок растет, требует внимания, шалит. Я прочитаю вам стихотворение Сергея Михалкова «Трезор». Вам же надо рассказать, какой щенок описан поэтом.
Учитель читает стихотворение.
Д. Здесь описывается подросший щенок-безобразник. Он ловкий, шустрый. Он находит себе занятия сам. Он любопытный, одинокий, несчастный.
У. Похож этот щенок на щенка, описанного в предыдущем стихотворении?
Д. Нет, щенок в стихотворении Михалкова подросший, самостоятельный.
Учитель на доске пишет слово щенок.
У. Еще одно слово вы сами сейчас назовете, закончив вместе со мной четверостишие:
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
– Боимся мы щекотки
Сапожной строгой ... (щетки).
Дети договаривают хором. На доске: щетка.
– Составьте предложение, включив в него слова щенок и щетка.
Обращаем внимание на эпитеты, которые подбирали при работе со стихотворениями, поощряем включение этих эпитетов в речь.
Д. Шустрый щенок нашел щетку.
– Тщедушный щенок боится щетки.
У. А у поэта получилось такое предложение с этими словами:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Мы будем это предложение иллюстрировать.
Обсуждаем способы изображения щенка из геометрических фигур. Дети создают рисунок.
Литература
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – М.: «5» за знания, 2007.
|