Занятие 8
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Дети складывают пальцы в щепоточку-кисточку и передвигают руку, имитируя движение.
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
Дети синхронно двигают кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
– Тема нашего занятия – «Краски». Какие вы знаете краски?
Дети могут назвать цвета или вид (акварельные, гуашь, масляные и др.). Можно показать коробочки с красками и назвать их.
– У художника была палитра (показ), и краски все на ней перепутались. Давайте поможем ему навести порядок.
Каждому ребенку дается лист с ромашкой, на лепестках которой написаны слоги. Из них надо составить названия цветов: жел-тый, голу-бой, фиоле-товый, оран-же-вый, си-ний, зеле-ный, чер-ный, корич-невый, крас-ный.
На доске вывешивается плакат, на котором представлены основные цвета и их оттенки.
– Предлагаю назвать цвета и поиграть. Я бросаю мяч и называю основной цвет, например зеленый. Тот, кто поймал мяч, должен вернуть его назад, назвав оттенок этого цвета, допустим салатовый или зеленоватый.
Игра в мяч. Словообразование. Разница в значениях
Желтый – желтоватый, желтенький.
Синий – синеватый, синенький.
Зеленый – зеленоватый, зелененький.
Красный – красноватый, красненький.
|
– А теперь, когда мы знакомы с красками и оттенками, можем приступить к рисованию.
Дети составляют рисунок с помощью линеек и штрихуют его.
Занятие 9
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия:
Руки вытянем вперед (сжимаем и разжимаем кулачки),
А потом свои ладошки (вращение кистей рук по часовой стрелке).
Разведем наоборот (вращение кистей рук против часовой стрелки)
И похлопаем немножко (хлопки).
– Мы начнем занятие с чистоговорки. Я буду начинать слово, а вы – заканчивать его.
сла-ва, сли-, клят-, бук-, тра-, со-, хал-, тык-, коро-, короле-, крапи-
– Некоторые из этих слов попали на доску. Посмотрите!
На доске – иллюстрации с изображениями некоторых предметов.
– Рассмотрите рисунки. Что здесь изображено? Давайте распределим все предметы по группам.
Дети делят предметы на три группы.
– Я предлагаю выбрать те ягоды (овощи), в названии которых есть звук [в].
Дети отвечают.
– Однажды агроном решил навести порядок и распределить названия растений по алфавиту. Ему нужны помощники.
Дети вызываются помочь. Учитель раздает ученикам карточки с названиями растений, потом называет буквы в алфавитном порядке. К доске выходит ребенок с соответствующей карточкой и помещает ее на доску. Например, учитель показывает букву А – абрикос. Все читают слово хором. Учитель убирает все карточки. На доске остается иллюстрация с виноградной лозой.
У. Рассмотрите иллюстрацию. Как называется ветка винограда?
Д. Лоза.
У. А это что?
Учитель показывает на плоды винограда.
Д. Ягоды, или гроздь винограда.
Учитель обращает внимание на листья, усики растения.
У. Я приготовила для вас игру-загадку. Надо читать слова на карточке в столбиках так, чтобы получалось предложение, имеющее смысл, например: У Маши юбка; У Маши улыбка. Если встречается слово, обозначающее предмет, которого у Маши нет, не читаем его вслух.
Учитель раздает карточки и дает время на подготовку.
У Васи
|
У Веры
|
У винограда
|
винт
|
вафли
|
лоза
|
ветка
|
вода
|
листва
|
ветер
|
сливы
|
усики
|
веник
|
совок
|
гроздь
|
вилка
|
хвост
|
косточки
|
Дети читают шепотом, проверяют друг друга в парах.
– Давайте проверим – проговорим с артикуляцией: что у Васи? у Веры? у винограда?
Д. У Васи винт. У Васи ветка. У Васи веник. У Васи вилка.
– У Веры вафли. У Веры вода. У Веры сливы. У Веры совок. У Веры хвост (прическа).
– У винограда лоза. У винограда листва. У винограда усики. У винограда гроздь. У винограда косточки.
У. Пришло время нарисовать виноград с помощью линеек. Какие формы нам понадобятся?
Д. Овал или круг для ягод. Может быть, пятиугольник для листвы.
Дети выполняют рисунок и штрихуют его.
Занятие 10
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони.
Вот сцепились два крючочка,
Есть у нас теперь цепочка.
Будем мы ее тянуть,
Чтоб крючочки разогнуть.
Дети повторяют движения несколько раз, меняя пальцы.
– Сегодня на занятии мы будем играть в слова. Первая игра, в которую я приглашаю вас поиграть, называется «Буква П».
Дома букву П найдем,
Заглянув в дверной проем.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
– Что будем искать?
Д. Слова, в которых есть звуки [п] и [п’].
У. Что можно увидеть на полу?
Д. На полу – плинтус, палас, пыль, портфель.
У. А что – на потолке?
Д. На потолке – лампу, побелку.
У. А теперь послушайте историю о пауке, который жил под потолком, где сплел паутину.
Учитель раздает детям карточки с текстом. Учитель читает, дети следят. Второй раз дети читают текст цепочкой по предложению.
ПРО ПАУКА И МУХУ
Попалась Муха Пауку в паутину. Паук рад-радешенек: «Вот будет у меня отличный завтрак». А Муха говорит Пауку:
– Не ешь меня, Паук, ведь я тебе прабабушкой прихожусь.
– Все ты выдумываешь, Муха! – отвечает ей Паук.
– А вот и правда, – говорит Муха. – Смотри: возьму слово муха, изменю одну букву – получится муза, еще одну – луза, еще одну – лужа. Теперь до паука немного осталось. За лужей пойдет…
– Дай-ка я сам попробую, – проворчал Паучок. – Не глупее тебя, Цокотухи! – и сам стал слова подыскивать, да ничего у него не вышло.
А Муха из паутины выбралась и улетела.
– Вот обманщица! Все нарочно придумала! – закричал Паук.
А сам задумался...
– Давайте попробуем решить эту задачу вместе с пауком. Слова записываем на доске, при замене буквы стираем одну и вписываем другую:
Муха – муза – луза – лужа – ложа – кожа – кора – нора – пора – пара – парк – паук.
Детям трудно выстроить всю цепочку, поэтому необходимо помочь им, задавая вопросы. Например:
У. Как называется богиня, несущая поэту вдохновение?
Д. Муза.
У. Вписываем слово. Далее мы можем получить слово, обозначающее сетку-ячейку, в которую падает бильярдный шар.
Д. Луза.
У. После дождя на дороге образуется...
Д. Лужа.
У. В театре для почетных зрителей есть отдельная...
Д. Ложа.
Таким образом, последовательно подводим детей к слову паук. Когда цепочка выстроена, дети определяются с темой рисунка, рассматривают образец и решают, в каком порядке строить работу.
План
1. Рисуем паука с помощью кругов.
2. Рисуем растения.
3. Делаем паутину.
4. Штрихуем рисунок.
Продолжение следует
Источник: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200802005 |