ХОД ЗАНЯТИЯ 1
Занятие начинается с организации пальчиковой гимнастики.
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.
Строим мы в лесу шалаш.
Будет прочным домик наш.
Столбики мы в землю вроем,
Сверху ветками накроем.
Дети соединяют подушечки больших, указательных, безымянных пальцев и мизинцев обеих рук, а средние сгибают вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют несколько раз.
– Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу – берлога мишки.
– О чем же мы будем говорить сегодня?
Дети. О деревьях, о лесе.
У. Тема нашего занятия – лес.
На доске – иллюстрации с изображениями разных лесов.
– А какой бывает лес?
Дети отвечают. Учитель вводит понятия или уточняет ответы.
Словосочетания
дремучий лес – непроходимый лес – чаща
сосновый лес – бор – сосняк
лес из елей и берез – смешанный лес
дубовый лес – дубрава
еловый лес – ельник
|
Игра «Где прячется лиса?»
Учитель берет лису (игрушку или иллюстрацию), прячет ее, задает вопросы.
У. Лиса прячется в лесу из елок. Где она?
Д. Она в ельнике.
Учитель помещает лису рядом с соответствующей иллюстрацией. Аналогично идет работа со словами сосняк, березняк, дубрава, чаща.
У. А теперь вы будете произносить чистоговорки и скороговорки.
Чистоговорки
Лю-лю-лю – я дрова в лесу... (пилю).
Са-са-са – в лесу бегает... (лиса).
|
Скороговорка-физкультминутка
Ловко я беру пилу и дрова в лесу пилю.
Раз-два, раз-два – вот как пилятся дрова!
|
Дети изображают, как они пилят дрова.
– А что можно увидеть в лесу?
Дети отвечают. Затем учитель открывает записанные на доске слова: день, дерево, пень, тень, трава, цветок, ветки, тропа, елка, береза, дуб, гриб. Дети проговаривают начало предложения: «В лесу бывает...» и дополняют предложение словом, прочитанным с доски. Таким образом первоклассники составляют предложения и читают их с разной интонацией (вопросительной или повествовательной).
Д. В лесу бывает пень? В лесу бывает пень.
Лиса (в ее роли выступает учитель).
Я в лесу бывала,
Это все видала.
Я кумушка хитренькая,
У меня рыльце тоненькое,
Я люблю все маленькое.
Помоги мне превращать –
Будем вместе уменьшать.
Лиса показывает на слово, а дети называют его с уменьшительным суффиксом.
Д. Лес – лесок, лесочек. День – денек, денечек. Дерево – деревце. Пень – пенек, пенечек. Трава – травка, травушка. Цветок – цветочек. Ветка – веточка. Тропа – тропинка, тропиночка. Елка – елочка. Береза – березонька, березка. Дуб – дубочек, дубок. Гриб – грибочек, грибок.
У. Как называется картина, на которой изображен лес?
Д. Природа.
– Пейзаж.
У. Нам предстоит изобразить пейзаж с помощью линейки и заштриховать его. Я расскажу, что мы будем рисовать, а вы скажите, какие геометрические фигуры нам понадобятся.
Мы пришли в ельник. На поляне много елок.
Есть елочки низкие, есть высокие ели.
Около елки пень. На полянке растет трава.
Через полянку ведет тропинка.
|
Д. Можно использовать треугольники разного размера для елок, для пня – прямоугольник, для травы и тропинки – разные линии.
Учитель на доске поэтапно показывает построение рисунка и направление штриховки. Дети рисуют цветными карандашами.
Рисунок
высокие и низкие ели, пень, травка, тропинка
|
Во время выполнения штриховки можно повторить пальчиковую гимнастику, проведенную в начале занятия. После завершения работы детям предлагается описать свой пейзаж.
ХОД ЗАНЯТИЯ 2
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.
У нас на клумбе всем на диво
Вырос жгучий куст крапивы.
Чтобы розу посадить,
Его надо победить.
Дети тянут пальцы, будто снимают колечко. Повторяют несколько раз.
– Раскрасьте красным цветом слоги с гласной а, зеленым цветом – слоги с о.
Какие слова вам встретились?
Каждому ребенку дается карточка.
сот
|
сом
|
кар
|
мол
|
час
|
лом
|
аст
|
тра
|
ман
|
пар
|
лап
|
кот
|
шат
|
лаз
|
зал
|
рад
|
дар
|
тос
|
сад
|
ваз
|
бал
|
лад
|
тар
|
ком
|
газ
|
фар
|
фас
|
жаб
|
сав
|
фро
|
вол
|
мак
|
нап
|
так
|
пол
|
сло
|
дол
|
лод
|
вал
|
кол
|
лоб
|
кто
|
Дети называют слова. Уточняются значения некоторых слов.
– Мы будем рисовать клумбу. Я сегодня видела клумбу, на которой были разные цветы. Я предлагаю вам найти их. Какие цветы вы нашли?
На доске – иллюстрации с изображениями цветов. Дети называют их.
У. На доске записаны слова. Прочитайте их.
Василек
Колокольчик
Роза
Астра
Анютины глазки
|
ароматная
разноцветные
голубой
синий
яркие
красивая
|
– Подберите к словам из левого столбика слова из правого столбика.
Дети составляют словосочетания.
Словосочетания
Голубой василек, ароматная роза, синий колокольчик, красивая астра, разноцветные анютины глазки, красивая роза, яркие анютины глазки
|
– А теперь – скороговорка о цветах.
Дети изображают все действия, обозначенные в скоровогорке.
Скороговорка-физкультминутка
Я цветочки посадил,
Землю тяпкою рыхлил.
Я цветочки поливал.
И букетик собирал.
|
– Я предлагаю вам составить рисунок по тексту задачи.
Логическая задача
На клумбе росли три тюльпана:
красный, желтый и розовый.
Желтый тюльпан находится
не посредине и не рядом с красным.
Как расположены цветы на клумбе?
|
Дети. Желтый, розовый, красный.
Дети аргументируют ответ задачи, составляют план рисунка, выбирают подходящие геометрические фигуры трафарета для создания рисунка.
ХОД ЗАНЯТИЯ 3
Занятие начинается с пальчиковой гимнастики.
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Упражнение выполняется стоя. Дети вытягивают сплетенные пальцы ладонями вперед, а потом вверх.
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Дети прижимают кончики пальцев обеих рук друг к гругу, ладошками образуют шарик.
У. Шары из физкультминутки будут нам помогать. Я предлагаю вам поиграть. У каждого на парте лежат шары, вырезанные из цветной бумаги. На шарах написаны буквы: ы или и. Я буду называть звуки или слова, а вы должны поднимать в воздух тот шар, на котором стоит соответствующая буква.
На доске:
И–И–Ы–Ы–И–Ы–И
Вы–ви–вы–вы–ви–ви–вы
Дым–мыть–лить–мила–мыло–пыль–пил–лил–
Дима–дыня–Дина–бык–выл–мы–тикать–тыкать–ленты–ось
|
Дети показывают шар в соответствии с услышанным звуком.
– Послушайте историю, которая однажды случилась с буквой ы:
ПРО БУКВУ Ы
– Ы-ы-ы-ы! – плакала буква Ы.
– Что ты плачешь? – спросила ее буква А.
– Ы-Ы-Ы-Ы! Хорошо тебе, А! Ты в каждом слове – на первом месте: абрикос, арбуз (продолжите ряд). А я всегда на последнем (приведите примеры). Целыми днями только и слышу: коты, банты,конфеты. Ы-Ы-Ы! – ревела Ы.
В это время проходил мимо мальчик. Он пожалел букву Ы и сказал:
– Ырис!
Ы перестала плакать и прислушалась.
– Ындия, Ыкра, Ылюша! – сказал мальчик.
– Ыграть! – подсказала, улыбнувшись, Ы.
– Коти, банти, ти, кофти, – подумав, сказал мальчик.
– Что ты говоришь? – обиделась Ы. – В этих словах мое место.
– Последнее место в слове не менее важное, чем первое. Любое место звука важно для слова – в этом смысл. Но ты ведь хочешь быть именно впереди? – спросил мальчик.
– Нет, я хочу стоять на важном, а не на первом месте, – ответила Ы.
– Давайте поможем букве стать нужной и полезной. Я буду начинать фразу, а вы догадайтесь, как ее закончить.
Чистоговорки учитель повторяет по 2–3 раза, чтобы включить в игру всех детей.
Чистоговорки
Бы-бы-бы – у реки растут... (дубы).
Фы-фы-фы – повязали все... (шарфы).
Цы-цы-цы – прилетели к нам... (скворцы).
Сы-сы-сы – у кота длинны... (усы).
Ты-ты-ты – норку вырыли... (кроты).
Лы-лы-лы – сам я подмету... (полы).
|
– Каким звуком заканчивались слова в нашей игре?
Д. Гласным звуком ы.
У. Значит, мы помогли букве проявить себя, быть полезной. Мы называли слова шарфы, дубы,скворцы, усы, кроты. Что общего у этих слов?
Д. Они обозначают много предметов, они во множественном числе.
У. Давайте образуем форму множественного числа от слов, записанных на доске.
Слова записаны в столбики, их можно читать в разном порядке: по столбикам, по строчкам, выборочно, начинающиеся с одной определенной буквы – л, к, з. Учитель объясняет детям значение непонятных слов.
– Какая буква помогла образовать форму множественного числа в этих словах?
Д. Буква ы.
У. Покажите нашу помощницу.
Дети поднимают с парты шар с буквой ы.
– Смотрите, сколько шаров в нашем классе! Это и будет нашим рисунком. Мы нарисуем шары. Какие они могут быть по форме?
Д. У нас на линейке-трафарете есть круг и овал. Шары бывают такие же.
У. Приступаем к работе.
На образце на доске учитель показывает круговое направление штриховки к центру и от центра.
Игра «Образование формы множественного числа»
Оса – осы, липа – липы, рыба – рыбы, кот – коты, плот – плоты, плод – плоды, сад – сады, нос – носы, крот – кроты, куст – кусты, винт – винты, ус – усы, гора – горы, гриб – грибы, блин – блины, слива – сливы, зонт – зонты, зверь – звери, пост – посты, мост – мосты, лист – листы, пласт – пласты, шар – шары
|
Источник: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800907 |