Методическая копилка "Занимательные упражнения по русскому языку"
Предложенные методы носят развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворённости, желание работать. Безусловно, освоение нового - сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике.
В данной статье описана методика работы по изучению непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описаны упражнения, направленные на обогащение словарного запаса детей. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.
Непроверяемые безударные гласные
1. Игры "10 ос" Ос- - а На этой осе в октябре позолота, Ос- - а А эта растёт на лугу у болота, - ос-а У этой на лапках зелёные иглы, - ос - - - а- На этой опасно устраивать игры, - ос - - - а - - Эта оса на луну улетает, - ос - - - - а Эта на солнце худеет и тает, - - ос - - - - а - - Эта оса продаётся в бутылке, - ос - - - а Эта боится горчицы и вилки, - ос - а С этой спит в колыбели малыш, - о - с - - - - а Эта по классу крадётся , как мышь.
2. "Поле чудес" Некоторые буквы уже открыты. Остальное - за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме. Д - ка- - - - о - - - - - - - - , а з - му н - - - на- - .
Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
3. "Три сороки".
Три болтливые сороки У различных птиц гостили, Буквами заполнив строки, Догадайтесь, с кем сороки Ели джем и кофе пили. Не забудьте, что таится В каждом строчке только птица 1.Со- - - - - - - - - ро - - -
Первое - нота, второе - тоже, А целое на боб похожа. ( Фа - соль)
Первое - предлог, второе- летний дом, А целое порой решается с трудом. ( За - дача).
Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда. ( Картина)
5. "Словарное домино".
Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5Ч8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части - только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей - подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом "Родина". Домино можно составить на любую тему.
6. Графические ассоциации.
Суть метода - видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.
Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Непроизносимые согласные
Есть согласные такие В, Д, Т, Л. Не во всех словах слышны, Но везде они нужны. Чтобы знать, где их писать, Надо слово проверять.
Грустный Грустный - грусть, Грустить не буду. Грустный - "Т" не позабуду.
Поздно Поздно - проверим опоздали, В слове поздно "Д" написали.
Солнце В слове солнце "Л" не слышим. В слове солнышко напишем.
Здравствуй В слове здравствуй "В" не слышна, Проверим словом здравие. Здоровья всем вам пожелаем И в слове здравствуй "В" не забываем. Загадки. День и ночь стучит оно Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. (Сердце)
Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)
Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне, Но прослони меня к стене - Найдётся сразу дело мне. (Лестница).
Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу
1. Загадки
У неё во рту пила, под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)
Они живут на крыше, Их очень любят кошки. (Мыши)
Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).
Стучит, стучит весь день, Никого не боится. Считает он весь век, Но не человек. (Часы)
Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).
2. Замените одним словом.
Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф). Что у человека дороже всего? (Жизнь). 60 минут (Час). Густой частый лес. (Чаща). Хищная рыба с острыми зубами. (Щука). Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун). Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).
Парные звонкие и глухие согласные
1. Шарады.
С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос).
С глухим - траву она срезает, Со звонким - листья объедает. (Коса - коза).
С "м" - приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой "л" зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд - лёд).
С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким - как огонь горячий. ( Шар - жар).
2. Игра " Цепочка".
Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг - друга, зуб - зубы ит.д.
3.Загадки.
Шел, шел без дорог. Где шел, там и лег. До весны пролежал, А потом убежал. (снег)
Я, не хвастаясь, скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые - С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг, Электрический... (утюг).
Вот так чудо! Он со вкусом Может кушать пыль и мусор! И жужжит, как сотня ос, Работяга... (пылесос).
Говорю я брату: - Ох! С неба сыплется горох! Вот чудак, - смеется брат, - Твой горох - ведь это... (град).
Этот зверь тебе знаком - Ест мышей, пьет молоко. Но на кошку не похож, Весь в колючках длинных... (еж).
Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он... (жираф).
То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я? (тетрадь)
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Потяну за верёвку - встанет гора. (Верблюд).
Старик-шутник, на улице стоять не велит, За нос домой тянет. (Мороз).
За тобою он плетётся Хоть на месте остаётся. (След). Правописание звонких и глухих согласных перед согласными
В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).
Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).
С одной стороны лес, а с другой - поле. (Шубка).
4. Кроссворд. Замените одним словом. Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф). Что у человека дороже всего? (Жизнь). 60 минут (Час). Густой частый лес. (Чаща). Хищная рыба с острыми зубами. (Щука). Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун). Животные, которые носят еду на спине. (Ежи). Упражнения для обогащения словарного запаса детей
1. Замени одним словом из 4 букв: Приятель - +. , противник - + , Солдат - + , работа - + , шагать - + . (Ответы : друг, враг, воин, дело, идти)
2. Найдите спрятавшееся слово. Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель). 3. Угадай слово. К - р - н д - ш (карандаш), д - ж - р н - й (дежурный), л - с т - п - д (листопад), з - м - ш к - (зимушка).
Заключение.
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.