Застенчивость – комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха и т.п., препятствующий нормальному общению. Характерна для эмоционально чувствительных и самолюбивых людей, озабоченных впечатлением, которое они производят, и оценками, которые им дают окружающие. Наиболее часто возникает в новых, неожиданных ситуациях общения, особенно когда на человека направлено пристальное внимание окружающих. Застенчивость появляется в ситуациях неизвестности, неопределенности, когда нет четкого плана собственных действий и неясны их последствия.
Застенчивым людям не свойственны самоуверенность и агрессивность; в общении они скованы, молчаливы. Их чувствительное «Я» слишком проницаемо для травмирующего опыта, т. е. критика или даже подшучивание воспринимаются болезненно. При этом отрицательные эмоции накапливаются и со временем начинают влиять на поведение даже в большей мере, чем настоящая, может быть весьма благополучная ситуация общения.
Неспособность к полноценным контактам с окружающими порождает ощущение постоянных неудач, неспособность действовать инициативно, и как следствие – недовольство собой и неуверенность в будущем. В этом случае застенчивость приобретает характер патологического условного рефлекса, т. е. появятся снова и снова в аналогичных обстоятельствах. Таким образом, застенчивость имеет широкий диапазон проявлений – от легкого замешательства при встрече с незнакомым человеком до сознательного ограничения круга контактов во избежание огорчений и неудач.
Страх перед посторонними, незнакомыми взрослыми встречается уже у детей в возрасте 8 месяцев. Когда незнакомый человек пытается обратиться к ребенку, он обычно использует примерно те же выражения и интонации (объективно-доброжелательные), которые для малыша прямо ассоциируются с матерью. Несоответствие образа постороннего и сложившегося, близкого образа матери вызывает замешательство и страх. Ребенок замирает, прижимается к матери, плачет. Постепенно ребенок начинает осознавать других людей в качестве отличных от матери, и беспокойство проходит. Однако еще год-полтора на фоне сильной привязанности к матери остается некоторая застенчивость при появлении незнакомых людей. К 6 годам ребенок привыкает к тому, что мать является для него неизменной опорой и источником безопасности, и уже способен контактно реагировать в незнакомых ситуациях общения. Этого не происходит при невротической привязанности к матери, когда угроза разлуки (чаще всего воображаемая) является для ребенка источником постоянного напряжения и беспокойства. Поэтому абсолютно недопустимо пугать ребенка разлукой. Мать, заявляющая непослушному малышу: «Я тебя сейчас оставлю и уйду!», рискует либо подорвать доверие к себе (поскольку угроза наверняка не будет исполнена), либо сформировать у ребенка болезненную зависимость и страх перед незнакомыми событиями и людьми.
Девочки более застенчивы, чем мальчики: это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страх незнакомцев, возникающий в 8 месяцев. Мальчики сильнее реагируют на разлуку, поэтому для них более травмирующим является раннее помещение в ясли. Для детей обоего пола запредельными раздражителями, способствующими появлению застенчивости, является помещение без матери в больницу в первые годы жизни, болезненные и внезапно проводимые медицинские манипуляции, а также прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье.
При прочих равных условиях застенчивость более свойственна детям добрым, уступчивым, с мягким характером. Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности родителей. Застенчивость более свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, с тревожно-мнительными чертами характера, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Эти родители стремятся чрезмерно рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят стыдить и читать мораль, ограничивают возможности выражения чувств. Налицо и избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребенком, а также большое число взрослых, заменяющих собой мир сверстников. Отсутствие опыта общения со сверстниками осложняет реальные отношения с ними и способствует неуверенности в дальнейших контактах. Это усугубляется недостаточным влиянием отца, в силу разных причин не способного быть примером уверенного в себе и решительного поведения.
Устранить застенчивость труднее, чем предотвратить ее развитие. Последнее достигается щадящим режимом взаимодействия с детьми в первые годы жизни, включая ограничения посещения яслей и помещения в больницу без матери: положительным примером уверенности и гибкости родителей: непосредственным, эмоционально живым характером общения с детьми, расширением у них круга общения со сверстниками.
Пусть ребенок почаще общается с детьми младше его. Здесь у него будет возможность проявить себя, действовать с позиции авторитета. Уважение и восхищение младших придадут ему уверенность. Если он сам интуитивно выбирает себе окружение из младших детей, не надо ему препятствовать или задавать бестактные вопросы: «Почему ты все время играешь с малышами?»
«Пик» застенчивости приходится на процедуру знакомства с новыми людьми. И надо пользоваться именно этой ситуацией для того, чтобы привить ребенку социальные навыки и умения.
Самое главное – не навешивать на ребенка «ярлык» застенчивого. Если внушить ему, что он действительно застенчив, исправить положение будет труднее.