Нонна Сергеева , г. Зарайск, Московская обл. Во что играют наши дети?
Цели
Показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; изучить в ходе собрания игры на развитие внимания, личностных качеств ребенка.
Подготовка
1. Учащиеся готовят открытки-приглашения для родителей с указанием темы и девиза собрания.
2. Проводится исследование игровых интересов детей и родителей с помощью методики «Незаконченное предложение»: детям предлагается завершить следующие предложения:
– Моя любимая игра – это ... – Дома я люблю играть в ...
– С папой мы играем в ... – С мамой мы любим играть в ...
3. Совместно с членами родительского комитета анализируются результаты опроса по методике «Незаконченное предложение». Один из родителей готовит сообщение об итогах этого небольшого исследования.
4. Проводится индивидуальная работа с теми родителями, которые могут поделиться опытом семейного воспитания средствами игры.
5. Подбираются книги по теме собрания.
Учебные материалы. На доске девиз собрания: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький). Цветными мелками записаны ключевые понятия совместной игровой деятельности: интерес, удовольствие, развитие. На столе красочно оформленный «конверт дружеских вопросов». Выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек; листы с описанием игр; карточки для проведения игры «Разброс мнений»; реквизиты для игр: кубики, повязки для глаз, спички, различные предметы.
ХОД СОБРАНИЯ
I. Председатель родительского комитета открывает родительское собрание, объявляет повестку дня, знакомит с порядком его проведения.
II. Учитель проводит игру «Разброс мнений», Раздает карточки с первыми словами предложения, которые родители должны продолжить:
Ваш ребенок любит играть ...
Дома мы с детьми играем в игры ...
Эти игры могут научить ребенка ...
III. Выступление учителя с паузами для сообщений родителей и ответами на их вопросы.
Учитель. Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Поэтому наша задача – исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать друг другу, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, «казаки-разбойники», бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости? Все они вместе со считалками, песенками, закличками – величайшим богатством нашей культуры – сохранялись и передавались из уст в уста. Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? Расскажите. Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, известному педагогу, большому поборнику детской игры. На доске написаны слова: интерес, удовольствие, развитие. Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?
Выслушиваются мнения родителей.
– Я с вами согласна. Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания. – Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих, а не воображаемых человеческих качеств, свойств. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь, не обремененный детскими страхами и проблемами. Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз ...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут. Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится. Но может быть и наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. – Надо помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. Ученые в одном эксперименте (игра «Железная дорога») сделали интересные выводы-наблюдения. В первом варианте игры дети были объединены вместе единой целью – пройти «железную дорогу», не нарушая правил: ведь пострадает «машинист» команды. «Железная дорога» словно объединяет детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой. При этом дети сдвигаются поближе, у некоторых появляется непроизвольное движение поддержать неумелого, помочь ему. Они сопереживают удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»). А во втором варианте игры «Железная дорога» цель осталась прежняя, но задания выполнял каждый единолично, независимо от других детей. Совсем другой результат! Сочувствия как не бывало! Каждый был озабочен собственными успехами, и ему недосуг было подумать о товарище. Дети, хотя и вместе делали общую работу, не были связаны между собой. Вырастает взаимное равнодушие. И еще одно наблюдение: чем выше у ребенка интеллектуальные умения, тем ниже его способность к сорадованию. Это значит – сорадуются добрые, но глупенькие дети, причем доброта убывает по мере «прибавления ума» (!). А мы так хотим, чтобы наши дети были умными, но конечно, не за счет доброты и сердечности! А вот общая возрастная картина такова: от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту отзывчивость детей к беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К десяти годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего, это итог изъянов воспитания. Этому и нужно учить. Как? Через игру!
IV. Сообщение члена родительского комитета о результатах анализа опроса «Незаконченное предложение». Особое внимание в выступлении уделяется проблемам воспитания детей в семье игровыми средствами.
V. Обучение родителей правилам организации игр
Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т.д. Сегодня мы будем изучать игры развивающего характера, воздействующие непосредственно на психологические качества личности ребенка. Все игры требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.
Правило первое
Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе
Игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми в ущерб учебе. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих, потому что иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье
Не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и скляночки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое
Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите с ним. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи?
Правило пятое
Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети – большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают ее содержание. Но игра – дело серьезное, и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».
Творческая игра захватывает ребенка, он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, в каждую минуту своей жизни, и даже в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Очень опасно неосторожным движением будить ребенка, погрузившегося в игру, как в сон. Когда маленький играет на полу, а ты проходишь мимо, то вся забота – не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд – вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.
Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
VI. «Конверт дружеских вопросов»
Родителям представляется красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают вопрос и отвечают на него.
Примерные вопросы на карточках
Можно ли играть с детьми в карты?
Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
VII. Выставка игр и игрушек
Итак, мы разобрались в том, как играть с детьми. Давайте теперь совершим «экскурсию» по выставке игрушек ваших детей. Игрушки самые разнообразные! Вот настольные игры, шахматы и шашки, логические головоломки, конструкторы – замечательно! Они предоставляют огромную возможность папе или дедушке организовать интересный досуг со своим ребенком. О том, как это делается в семье Ивановых, расскажет папа Антон Сергеевич.
Рассказ А.С. Иванова об использовании игры в шашки в воспитании и развитии своего сына.
Барби, Синди – куклы ваших дочек. Кто они для них? Подружки? А может быть, обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, скорее всего, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом. Чем подменяется образ материнства? Вспомните, как были нам дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали... Мы знали и пели колыбельные песни, а ваши дочки?
Рассказ мамы К.Н. Осиповой о семейном изготовлении народных игрушек-кукол.
А электронные игрушки? Это ведь вред здоровью наших детей: близорукость, косоглазие, нервные тики... Нельзя не затронуть также проблему негативного воздействия телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Психологами подмечено: компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. Где же общение с семьей, со взрослыми, игры со сверстниками? Хочу вас познакомить с книгой Е.М. Гельфана, С.А. Шмакова «От игры к самовоспитанию». Эта книга поможет развить у ребят память, внимание, быстроту реакций, творческие способности и многое другое. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся.
VIII. Работа родителей в микрогруппах.
Родителям раздают листы с описанием игр. Они знакомятся с содержанием и проигрывают их. Игры на внимание «Выполни в темноте»
Условие игры: играющий в течение 1–3 мин должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем ему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые ему называют. Если вы играете с ребенком вдвоем, то можно считать очки за правильно выполненное задание. «Построй в темноте»
Приготовьте для игры 10–12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился. «Нарисуй в темноте»
Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью, двумя деревьями по обеим сторонам домика и т.д. Задания могут быть разнообразными. «Не звени тарелками»
Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. А нужно положить одну на другую 3–4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шума. «Испорченный телефон»
Это игра нашего детства. Играющие делятся на две команды. Ведущий вручает первым игрокам каждой команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первые игроки прочитывают скороговорку и шепотом передают рядом стоящему, тот – своему соседу и так до конца. Команда, которая передаст скороговорку быстрее и правильнее, выигрывает. Игры на раскрытие личностных возможностей ребенка «Из какой песни?»
Игра строится по принципу телевизионной игры «Угадай мелодию». Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню. «Пять спичек – десятью пальцами»
Играющие берут по пять спичек, очищенных от серы. Их нужно поднять со стола одну за другой, уперев концы в пальцы обеих рук: первую спичку – двумя большими пальцами, вторую – указательными, третью, четвертую и пятую – соответственно средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый выполнит задание, тот и победил. Игры-шутки «Волшебная тройка»
Участник называет вслух цифры от единицы и далее, пропуская все цифры с тройкой, например 13, и все цифры, делящиеся на тройку. Вместо этих цифр он должен говорить фразу: «Ай да я!» Например: «Раз, два, ай да я, четыре, пять, ай да я» и т.д. Выигрывает тот, кто досчитает до наибольшего числа.
Выбрать нужную вам игру поможет выставка книг «Играем с детьми вместе».
IХ. Заключение
Родителям вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания.
И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Литература
Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. – М., 2001. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб, 1992. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары, 1998. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1992. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М., 1995. Воспитание школьников. № 4/1998, № 7/2000. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. – М., 2001. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1995. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Первое сентября, 2000.