Сентябрь - это не только период больших нагрузок на психику, но и период сниженной работоспособности, утомляемости. У детей трудности с концентрацией внимания, более низкие, чем обычно, показатели рабочей памяти. В сентябре многие родители замечают, что с детьми творится неладное: то ребенок жалуется на головную боль, то отказывается от завтрака, то плачет без причины. Рекомендации профессора Марьяны Безруких помогут родителям разобраться с ситуацией и помочь ребенку пережить период осенней адаптации к школе без потерь для здоровья и настроения.
КАКИЕ СИМПТОМЫ ДОЛЖНЫ НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ?
Прежде всего это беспокойный сон ребенка. Если ребенок вскрикивает во сне или разговаривает, если утром он с трудом просыпается и жалуется на головную боль или боль в животе и на этом основании отказывается от завтрака - значит, что-то не в порядке. Многие родители просто не обращают на это внимания. А бывает, что усугубляют ситуацию и говорят: "Когда тебе уроки учить или идти в школу, у тебя болит живот, а вот завтра воскресенье, и живот болеть не будет". Но они должны понять, что живот действительно болит из-за сильного напряжения, из-за тревоги или просто ребенку неуютно, что-то трудно дается.
Еще один признак - страхи самого разного характера. Третий признак - близкие слезы, когда ребенок без видимой на то причины начинает плакать, особенно если до этого он никогда не был плаксивым. И вообще любые резкие перепады настроения - тоже ненормально. Родителям следует обратить внимание и на возникший консерватизм, например в еде. Я имею в виду ситуацию, когда ребенок вдруг ни с того ни с сего говорит, что будет есть только то, что привык, - сосиску или котлету, ничего нового не хочет.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ПОДОБНЫХ СИТУАЦИЯХ?
Первая заповедь для родителей - уметь наблюдать за ребенком. Вторая - уметь говорить, слышать и слушать. Прогулка перед сном - самое подходящее время для разговора по душам, когда ребенок не боится, что вы будете его за что-то ругать. Важно очень тонко подойти к ситуации, выяснить, какие отношения с ребятами, как ведет себя учительница в классе, как учитель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот, плохо. Ребенок все расскажет, будьте уверены. Необходимо уметь правильно делать выводы из разговора. Наблюдать за ребенком надо не полчаса, а неделю или две.
У меня совсем недавно была подобная ситуация, когда ребенок жаловался на головную боль, тошноту и отсутствие аппетита. Но не каждый день, а по понедельникам и средам. Изучили с мамой его расписание уроков и выяснили, что в понедельник и среду - английский язык, а его ведет учительница с весьма жесткими требованиями.
НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ
РЕЖИМ ДНЯ
Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причем обязательно делать это днем. После шести вечера младшие школьники должны отдыхать - спокойно поиграть, почитать интересную книжку или заняться любимым делом. В противном случае ребенок долго не может уснуть, следовательно, не имеет возможности полноценно отдохнуть и восстановить силы после очень тяжелого дня. А с утра его будят и заставляют идти в школу. И у ребенка накапливается усталость.
ПРОГУЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ
Как показывают исследования, дети гуляют в среднем до получаса в день. При этом младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка. Но получается, что ребенок проводит время на улице только по пути в школу и обратно. Это ненормальная ситуация.
Но совсем парадоксальную ситуацию создают родители, которые говорят ребенку: "Уроки не выучил, а у тебя по этому предмету "тройка", - гулять не пойдешь!", то есть они наказывают ребенка, лишая его права на прогулку.
ВКУСНО И КРАСИВО
Помочь в сентябрьской адаптации может и правильный режим питания. К счастью, осень - благодатное время, когда в изобилии фрукты и овощи. И этим нужно воспользоваться. К примеру, не кормить ребенка геркулесовой кашей, которая еще зимой успеет надоесть, а сделать ему запеканку или оладьи со свежими яблоками. Можно постараться максимально разнообразить питание, а утренние блюда должны и выглядеть как можно более привлекательно и эстетично.
Хорошо пойдут разноцветные фруктовые салаты. Поднимают настроение и любые смешанные соки. И главное. Пусть ваш школьник ест то, что любит, а не то, что вам кажется полезным. Кстати, здорово вечером обсудить меню, оформить его на красивой бумаге и вывесить. Детям это очень нравится - они с удовольствием едят то, что они выбрали. Ведь есть утром до школы очень сложно. Поэтому сделайте так, чтобы ваш ребенок пошел в школу сытым и с хорошим настроением.
|