* В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. * Избегайте повторения слов «НЕТ» и «НЕЛЬЗЯ». * Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени. * Поддерживайте чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна, должно соответствовать этому распорядку. * Избегайте, по возможности, скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие. * Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Если ребенок гипердинамичен...
* Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. * Четко придерживайтесь режима дня. * Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность. * Организуйте целенаправленную активность через игру, имеющую смысл. * Приобщайте к организованным подвижным играм, в которых он может * расходовать избыточную энергию. * Приобщайте к командным играм, где он может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее. * Поощряйте за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. * Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач. * Хвалите в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это придаст ему уверенности в своих силах. * Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко. * Учите сдерживать "бурлящие" эмоции и постарайтесь не выплескивать свои. * Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ребенок, в зародыше. * Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Если возникла необходимость отчитать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально. * Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью. * Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
Если ребенок агрессивен...
* Любите и принимайте его таким, каков он есть. * Предъявляя свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. * Гасите конфликт в зародыше, направляя его интерес в другое русло. * Учите правильному общению со сверстниками, взрослыми. * Расширяйте кругозор. * Включайте в совместную деятельность, подчеркивая значимость в выполняемом. * Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на ней внимание. * Установите строгий запрет на его агрессивные действия. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их. * Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
Бороться с агрессивностью нужно:
* Терпением. Самая большая добродетель, которая может быть у педагогов. * Объяснением. Объясните, почему его поведение неправильно, будьте кратким. * Отвлечением. Постарайтесь предложить ему что-нибудь более привлекательное, чем он пытается делать. * Неторопливостью. Не спешите наказывать - подождите пока поступок повторится. * Наградами. Если вы похвалили за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то это пробудет в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
Если ребенок плохо запоминает...
* Учите ребенка ставить цель запомнить надолго. * При подготовке урока следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. * Для того, чтобы запомнить текст, нужда прочесть его вслух. * Ребенок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное. * Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить. * Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: 1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом говорится * При запоминании пользуйтесь смысловыми: опорами, соотнесением и группировкой - кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит. * Готовить уроки следует сразу же в день объяснения материала, т.к. забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите литературу: память любит разнообразие. * При подготовке день в день разделяйте во времени понимание и запоминание. * Лучше учить по 1 часу 7 дней, чем 7 часов подряд в 1 день. * Учить нужно в определенное время, чтоб выработать режим. Перед сном повторить выученное. * Не учите стихи по столбцам. Короткие заучите целиком, длинные по порциям.
Если ребенок рассеян...
* Принимайте его таким, каков он есть. * Не ругайте за то, что он рассеян. * Не ставьте его рабочий стол рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. * Научите его планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий * научите пользоваться алгоритмами. * Поддерживайте четкий распорядок дня. * Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий. * Давайте только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Не отвлекайте его во время работы. * Учите ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным. * Научите его вязать, шить, вышивать, выжигать и т.п., т.к. эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности. * Поручайте ему ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его. * Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу. * Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности. Если ребенок медлителен... * Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. * Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением. * Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос. * Никогда не позволяйте работать ребенку "на время". Временной цейтнот категорически противопоказан. * Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на "положительном подкреплении": при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха. * Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время на "раскачку". * Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. * Привыкайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим * настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других. * Стремитесь к строгому соблюдению режима дня. * Вырабатывайте у ребенка чувство времени. * Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой. * Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.