Как делать уроки – тема вечная. По статистике, именно в связи с этим мамы и папы чаще всего обращаются за советом к школьному психологу. И самый распространенный вопрос при этом звучит так: «Со мной никто не делал домашней работы, почему же мой ребенок нуждается в моей поддержке? Он несамостоятельный и глупый?»
На самом деле помощь родителей при выполнении домашних заданий нужна любому ребенку: кому-то на первых порах, а кому-то и до конца обучения в школе. И это нормально. Современные программы усложнились, времени на новые темы все меньше, а детские особенности внимания, мышления и памяти остались такими же, как и 50–60 лет назад.
Но умение работать самостоятельно – это новый сложный навык, который необходимо целенаправленно прививать. Дети не знают, где, как и зачем надо делать домашнюю работу. И учить этому их надо поэтапно.
I этап. Создание мотивации и принятие правил.
Очень важно объяснить ребенку, зачем нужно делать уроки. И правда – зачем?
Домашняя работа необходима для отработки навыка самостоятельности. В школе чаще идет фронтальная работа учителя с классом, и лишь небольшое время посвящено самостоятельной работе. При этом любая контрольная потребует от ученика умения работать самостоятельно. Поэтому без отработки соответствующих навыков не обойтись.
Домашняя работа нужна для закрепления, повторения, расширения материала. Ведь то, что мы усвоили на уроке, требует, чтобы включились механизмы кратковременного запоминания, а если мы хотим, чтобы материал усвоился на более длительный срок, необходимо дополнительное повторение его дома. Иначе возникает типичная ситуация: ребенок вроде бы активно работал в классе, а знания в итоге весьма обрывочные. А то и вовсе отсутствуют.
Также необходимо научить, как организовать рабочее место, во сколько лучше сесть заниматься.
Главное на этом этапе – выработать алгоритм выполнения домашних заданий. Чем подробнее мы с ребенком отработаем технологию на первом этапе, тем успешнее будет результат. Важно: введение правил не должно восприниматься ребенком как нечто навязанное сверху – надо совместно с ним проиграть каждый шаг.
Вопросы, которые целесообразно обсудить с ребенком:
Время приготовления уроков: когда он будет начинать работу и как узнает (если не умеет пользоваться часами) о том, что пришло время делать уроки.
Место, где он делает уроки.
С чего начать и чем закончить. То есть вот сел ребенок за стол – а дальше? С каких заданий надо начать выполнение домашней работы? Как узнать, все он сделал или нет по этому предмету? Надо ли пользоваться черновиком? Как оформить работу? Как сделать проверку?
Правила поведения во время приготовления уроков: можно ли отвлекаться, есть, играть, бегать во время приготовления уроков и т. д.
Переменки между уроками – как часто их надо делать и сколько времени можно отдыхать? Не менее важно поощрять за выполнение домашнего задания. Помните: любого ребенка есть за что похвалить.
II этап. «Мы вместе».
На этом этапе старайтесь как можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения домашней работы.
III этап. «Я сам + мы вместе».
Дайте малышу возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. А вот оценивать ее надо вместе. Не придирайтесь по пустякам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь вам не нравится. Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.
IV этап. «Сам + я рядом».
Постепенно доверьте вашему школьнику готовить задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Все, что от вас требуется на этом этапе – своим присутствием помочь ему сконцентрироваться, оказать моральную поддержку.
V этап. «Я сам и немножко взрослый».
Ребенок самостоятельно делает домашнее задание. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе – помочь в самых трудных случаях и проконтролировать выполнение задания.
Важно:
Работая с ребенком, необходимо придерживаться позиции, что главное – не сделать за него домашнее задание, а помочь разобраться в непонятном материале и организовать процесс. После того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы он мог отработать организационный навык.
Нужно ли…
…использовать черновик? Предназначение черновика – закрепить правила выполнения и оформления определенного типа заданий. Но надо стремиться к тому, чтобы ребенок отмечал на нем только самые необходимые вещи. Иначе он может полностью выложиться на черновой работе, и во время переписывания в тетради появятся ошибки.
…переписывать домашнюю работу? Это допустимо только в том случае, если в ней большое количество ошибок. При этом ругать ребенка бессмысленно. Правильнее – задуматься: почему он сделал много ошибок? Не понимает материал? Не сформирован навык выполнения домашней работы? Трудности с вниманием?
К тому же переписывание обычно не приводит к желаемому результату: ведь ребенок потратил все силы на первый вариант, и на переписывании ему будет трудно сконцентрироваться. А отсюда – новые ошибки. Конечно, дети должны стремиться сделать работу как можно лучше, но при этом не надо фанатизма, чтобы не отбить желание учиться.
|