При нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно пользоваться различными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Но у многих детей все эти знания существуют в пассивной форме.
Один из этих существенных навыков - словарный запас. Словарный запас соотносится со словами, которые мы должны знать, чтобы затем мы могли эффективно общаться, слушать, говорить, читать, и писать. Словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Дети используют слова в своей устной речи, изучают смысл слов, которые они видят в печати. Словарный запас также важен в понимании того, что читаешь. Читатели не смогут понять и осмыслить то, что они читают, если они не знают значения большинства слов.
Прежде всего, вам необходимо привить вашему ребенка любовь к книгам. Это очень важный, даже самый важный фактор. Более того, этот принцип любви к книгам будет играть важную роль в обучении и развитии. Книги являются залогом развития воображения, ведь в реальной жизни у ребенка нет никаких занятий, кроме просмотра телевизора, различных игр и игрушек. Они никоим образом не смогут развить воображение. Что же может "спасти" ребенка?
Вы не поверите, но бежать в школу с набитым ранцем, радуясь, что «Сегодня в школу!!!» может каждый первоклашка. А рецепт такого чуда прост. Желание, густо замешанное на самостоятельности и доверии. Учтите, что желание несет с собой ваш ребенок. А остальные компоненты требуются от вас. Иначе чуда не получится.
Как сделать так, чтобы ваш ребенок САМ: вставал рано утром в школу; собирался в школу, следя за временем, а не ожидая понуканий со стороны взрослых; шел в школу с удовольствием, а не волочился на мамино-папиной руке; приходил в школу вовремя; делал уроки с удовольствием и вовремя; ложился спать в такое время, чтобы выспаться к раннему подъему в школу.
Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле - это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.
В современном изменяющемся обществе дети должны стать «партнерами» для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность в целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий.
Принятие на себя обязанностей может возвысить человека как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущество сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, т.е. когда ребенок становится полезным и нужным в раннем возрасте и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым.
Чтение – особый вид творчества. Когда читаешь книги, то самостоятельно постигаешь новые смыслы, рисуешь в воображении пейзажи, создаешь образы героев, учишься понимать их чувства. Этого просто не происходит, например, когда смотришь телевизор. Там все уже создано, и человек пассивен при просмотре телепередач.
Для развития личности ребенка умение самостоятельно читать очень важно. Ребенок погружается в этот удивительный вид творчества, ощущая себя независимой самостоятельной личностью. Ему не надо ждать, чтобы мама почитала для него книгу или дедушка рассказал сказку. Ребенок сам, когда захочет, может погрузиться в это чудесное действо – чтение. Каждое такое погружение рождает внутреннее чувство «я могу». Именно это чувство является основой уверенности в себе, способствует формированию устойчивой личности.