«Сказочный бал королевы Математики» (игровая программа для учащихся 3-5 классов)
Цель: воспитание любви к математике, развитие памяти, внимания и мышления. Организационный момент: перед началом игры дети разбиваются на три команды и выбирают капитана. Занятия проводятся в игровой комнате на большом ковре, расположенном в центре комнаты, на доске и на трех столах, установленных вокруг ковра. На занятии используется музыка (классическая и танцевальная). Дети дома придумали эмблемы для своих команд и сочинили сказки про цифры.
Королева Математики: Здравствуйте, дети! Я – королева Математики. Я очень люблю считать, измерять, изучать и решать задачи. Но управлять государством приходится нелегко, нужно все время размышлять, нужны знания. И вот мне пришло время подумать о наследнике, которым станет тот, кто хорошо знает математику. Я узнала, что в этом классе учатся умненькие детки, из которых можно выбрать наследника, и поэтому я пригласила вас на бал. Мы начинаем наш бал с представления гостей. Итак, слово капитанам команд.
Капитан 1-й команды: Наша команда называется «Великолепная пятерка». Наша эмблема «5» в звездочке (пятиконечной), а девиз: «Ни шагу назад И ни шагу на месте. А только вперед И только все вместе!» (Дети хлопают команде) Капитан 2-й команды: Наша команда называется «Восьмое чудо света». Наша эмблема «8» в звездочке (пятиконечной). Наш девиз: «Мы восьмое чудо света, Вы узнаете об этом» (Дети хлопают команде) Капитан 3-й команды: Наша команда называется «Солнышко», наша эмблема «0» в звездочке (пятиконечной). Наш девиз: «За название ответим, Мы как солнышко засветим!» (Дети хлопают команде) Королева: Поскольку я пригласила вас во дворец на бал, то каждая команда танцует под музыку, которая у каждой команды своя. (Каждая команда по очереди танцует под музыку, а дети хлопают ей)
Королева: Молодцы! Вы очень красиво танцевали. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетончики. За этот танцевальный конкурс все команды получают по жетончику. Ну а теперь я бы хотела послушать ваши сказки с вашими инсценировками. (В центр ковра выходит 1-я команда и рассказывает и показывает свою сказку) «Сказка про Пятерку» Автор: Жила-была Пятерка. Она была самой умной. Но ее никто не уважал потому, что все думали, что она зазнайка, но она была не зазнайка. У нее была одна подружка – Четверка, она стремилась к Пятерке. Она хотела быть как Пятерка. Но Пятерку ненавидел Кол. Однажды 5 и 4 пошли погулять в сад. Их выследил Кол. Он обидел 5. Кол: Эй ты, ботаник, ты зачем сюда пришла? Иди отсюда, зазнайка, быстрей, а то худо будет! Пятерка: Пожалуйста, скажи, что мы тебе сделали? Четверка: Не обижай мою подругу, а ни то… Кол: Что, что ты мне можешь сделать? Я позову деление, и оно всех вас разделит! Автор: В этот момент появилось деление и разделило их. Кол очень радовался этому, он вообще не любил учиться, совершенно не знал таблицу умножения и очень ее боялся. Четверка: Деление, пожалуйста, соедини нас! Деление: Я не могу, я только делю, я же деление и поэтому не могу вас соединить, простите меня! Пятерка: Ладно, Четверка, надо проучить Кола! Четверка: Давай начнем с таблицы умножения, а потом плюсы и минусы. Четверка и Пятерка: 6х7=42, 5х9=45, 6х9=54, 7х8=56, 8х8=64 Автор: Кол сразу убежал, услышав таблицу умножения, больше он их не трогал, а волшебное сложение помогло нашим подругам снова соединиться и у них было много друзей. (Дети после окончания сказки хлопают команде) В центр ковра выходит 2-я команда и рассказывает и показывает свою сказку) «Королевство цифр» Автор: Я вам расскажу историю, которая приключилась с моими друзьями. В одном королевстве жили дружные цифры. А правил этими цифрами король 10 с дочерью 5. И у них все было хорошо, пока к ним не заявилось деление. Деление отбирало все, что можно и относило к себе во дворец. Однажды оно разделило Пятерку и утащил ее в свой замок. Пятерка: Спасите! Помогите! Деление: Стражу ты не вызовешь и сейчас ночь! Поэтому лучше молчи! Автор: Тем временем в замке… Десятка: Где же моя дочь? Как мне ее спасти? Разум может подвести! (ходит и думает) Точно! У меня идея! Пойду искать ее скорее! Автор: Путь был долгий, на середине пути он встретил Семерку. Семерка: Здравствуйте, Ваше Величество! Можно мне идти с Вами? Помогу найти я путь, Деление не могло далеко улизнуть. Десятка: Ладно, Семерка, беру тебя на столько (показывает небольшое расстояние между пальцев) Показывай здесь всю свою смелость! Пока мне тебя взять не расхотелось! Автор: Через час они пришли к Делению. Деление: Простите меня, пожалуйста! Я так больше не буду! Мне просто одному очень скучно! Автор: Деление отдало все украденное и принцессу. А король был очень благородным и простил Деление. А вот принцесса продолжала обижаться. Пятерка: Ну что ж, я тоже прощаю тебя, мой друг, Будешь ты лучше всех моих слуг! Десятка: Я делаю Семерку и Деление своими министрами. Автор: Вот и мой рассказ подошел к концу! (Дети после окончания сказки хлопают команде) (В центр ковра выходит 3-я команда и рассказывает и показывает свою сказку) «Сказка про Ноль» Автор: Случилось это давно, когда я был совсем маленьким. Моя тетя 8 пошла в магазин, чтобы купить яблок. Но в магазине все полки были пустыми. И она увидела плачущую 7. Восьмерка: Что случилось? Почему ты плачешь? Семерка: Меня обидел 0, он сначала отнял все мои вещи, а потом забрал все яблоки из магазина себе и убежал и спрятался. Восьмерка: Не расстраивайся! Пойдем вместе искать 0. Автор: Они взялись за руки и пошли искать 0. По дороге они встретили гоблина, который с аппетитом поедал яблоки. Восьмерка и семерка: Почему ты ешь наши яблоки? Гоблин: Ишь ты, какие вы наглые. Почему эти яблоки ваши, мне их подарил 0. Но большую часть он спрятал сам. Восьмерка и семерка: А как нам найти 0? Гоблин: А вы решите мои примеры, я и скажу. Сколько будет 72:9? Восьмерка и семерка: 8. Гоблин: 56:7? Восьмерка и семерка: 8. Гоблин: Правильно. Ну так и быть, ищите его за кустами, перед горой. Автор: Он показывает неправильную дорогу, и 7 и 8 уходят, а к Гоблину прибегает 0. Ноль: Дружок, ты иди тихо за ними и раздели их по пути, а я из них сделаю много маленьких ноликов. Гоблин: Хорошо. Автор: И в это время внезапно возвращаются 7 и 8, они мешают 0 убежать, а Гоблину разделить их. Восьмерка: Отдай вещи 7 и яблоки, которые ты забрал из магазина. Ноль: Хорошо, я согласен. Забирайте вещи 7 и яблоки. Автор: Вот и сказке конец (Дети хлопают) Королева: Молодцы! Вы показали очень хорошие сказки. И каждая команда получает по жетончику. А теперь прошу всех гостей занять столы по командам.
Загадка 1-й команде: «Что за цифра акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три меньше станет?» (Дети 1-й команды отвечают: «9») Загадка 2-й команде: «Вид ее – как запятая, Хвост крючком и не секрет, Любит всех она лентяев, А лентяи ее – нет.» (Дети 2-й команды отвечают: «2») Загадка 3-й команде: «Два кольца, в середине нет гвоздя, Если я перевернусь, То совсем не изменюсь! Ну, какая цифра я?» (Дети 3-й команды отвечают: «8») Вопрос 1-й команде: Какую геометрическую фигуру носят на голове мужчины? (Дети 1-й команды отвечают: «Цилиндр») Вопрос 2-й команде: Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Дети 2-й команды отвечают: «Угол») Вопрос 3-й команде: Какие геометрические фигуры использовались для строительства старинных замков? Перечислите. (Дети 3-й команды отвечают: «Кубы, цилиндры, конусы»)
Вопрос 1-й команде: Летели 13 страусов, охотник убил 4-х. Сколько страусов осталось? (Дети 1-й команды отвечают: «Страусы не летают») Вопрос 2-й команде: Может ли пингвин сказать, что он птица? (Дети 2-й команды отвечают: «Нет, он не говорит») Вопрос 3-й команде: Росло 4 березы, на каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких ветки, а на каждой маленькой по 4 груши. Сколько всего груш? (Дети отвечают: «На березе груши не растут») Вопрос 1-й команде: Бабушка приготовила 60 литров сока. Она уже налила 9 трехлитровых банок. Сколько банок ей еще нужно налить? (Дети 1-й команды отвечают: «11 банок») Вопрос 2-й команде: Ване с сестрой вместе 16 лет, а Ване с братом на 6 лет больше. Сколько лет сестре, если брату 13 лет? (Дети 2-й команды отвечают: «7 лет») Вопрос 3-й команде: Мама ушла в отпуск с 11-го июня по 29-е июня включительно. Сколько дней она будет в отпуске? (Дети 3-й команды отвечают: «19») Вопрос 1-й команде: На участке дороге длиной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними было расстояние 9 м. Сколько деревьев должны посадить школьники? (Дети 1-й команды отвечают: «11») Вопрос 2-й команде: Какой из следующих промежутков времени наибольший: 10 часов, одни сутки или 1500 минут? (Дети 2-й команды отвечают: «1500 минут») Вопрос 3-й команде: У учителя была путевка в дом отдыха со 2-го июля по 17-е июля включительно. Сколько дней он отдыхал? (Дети 3-й команды отвечают: «16») Вопрос 1-й команде: Что за пятачок, на которой ничего не купишь? (Дети 1-й команды отвечают: «Нос свиньи») Вопрос 2-й команде: В 12 часов ночи шел сильный дождь. Может ли быть через несколько дней в то же время солнечная погода? (Дети 2-й команды отвечают: «Ночью солнца не бывает») Вопрос 3-й команде: Взглянув в окно на повороте, Ира заметила, что перед нею 4 вагона, за ней 10. Сколько всего вагонов в поезде? (Дети 3-й команды отвечают: «15») Королева: Вы прекрасно справились с заданиями. А теперь я вас приглашаю образовать хоровод каждой команде. И мы поиграем в игру на развитие памяти «Числовой хоровод». Ваша задача – назвать, медленно двигаясь по часовой стрелке, сказки или авторские произведения, где в названии встречаются цифры. На ковре образуются три хоровода, которые, медленно двигаясь, называют: «Три медведя», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Три поросенка», «Али-Баба и сорок разбойников» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Королева: Молодцы. Вы справились с заданием и каждая команда получает по 2 жетона за блиц-турнир и «Числовой хоровод». А теперь три капитана идут к доске, чтобы посчитать в «песочных часах», сколько раз повторяется 2132. А остальные ребята садятся за столы, и я раздаю им задания (по 4 на каждый стол). (Дети и капитаны выполняют задания)
Задание для 1-й команды, задание для 2-й команды, заданий для 3-й команды Королева: Молодцы! И капитаны, и ребята выполнили прекрасно задания и получают по 2 жетона (дети хлопают) Королева: А теперь играем в игру на развитие памяти и внимания «5, 15, 20 и 25». От каждой команды выходят по три участника. Когда я говорю 5 – бежим по кругу, 15 – идем, подняв руки, по кругу, 20 – встаем, руки на поясе, 25 – приседаем. Кто ошибается, тот выбывает. (Королева произносит не по порядку 25, 5, 20, 15, 5, 25, 15, 20, а дети все правильно выполняют. Затем выходят остальные члены команд и так же справляются с заданием, и Королева вручает им жетоны). Королева:А теперь последняя игра на развитие памяти и внимания «Кочки». Приглашаю 1-ю команду (команда выходит). Ваша задача – прыгая на двух ногах через 21 кочку, считать вслух, а вместо цифры 3 или числа, которое делится на 3, говорить «Абракадабра» (дети 1-й команды справляются с заданием и получают жетон). Королева: А теперь я приглашаю 2-ю команду на ковер. Ваша задача – прыгая на двух ногах по 20 кочкам, считать вслух, а вместо цифры 4 или числа, которое делится на 4, говорить «Абракадабра» (дети 2-й команды справляются с заданием и получают жетон).
Королева: А теперь я приглашаю 3-ю команду на ковер. Ваша задача – прыгая на двух ногах по 25 кочкам, считать вслух, а вместо цифры 5 или числа, которое делится на 5, говорить «Абракадабра» (дети 3-й команды справляются с заданием и получают жетон).
Королева: А теперь мы подведем итог нашего занятия. Все три команды получили одинаковое количество жетонов, значит, 1-я, 2-я и 3-я команды победили! И я всем вручаю диплом «Магистра математических наук». А это значит, что вы все можете быть моими наследниками. Всего вам доброго, до новых встреч!