Четверг, 25.04.2024, 16:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Авторские разработки [7]
Конспекты уроков, тесты, разработанные автором
Интересные находки [91]
Ресурсы Интернета, используемые на уроках
Учимся играя [7]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки, тесты, тренажёры » Авторские разработки

Запрет


Цель: 1. Познакомить детей с запретом как видом речевой деятельности; с 
особенностями запрета как речевого жанра; со строгим и мягким запретами. Учить анализировать запреты, находить в запретах-предостережениях объяснение того, почему запрещается то или иное действие, к каким последствиям может привести нарушение запрета. 
Воспитывать у детей понимание необходимости запретов, так как запреты помогают соблюдать правила поведения.
Развивать у учащихся умение выражать строгий запрет в мягкой, более деликатной форме, что помогает установить более благоприятный, тёплый психологический климат в коллективе, семье. 

                                                                       План урока
I. Орг. момент. Постановка учебной задачи.
II. Вступительная беседа.

- Всем вам, наверное. Приходилось слышать и читать какие-нибудь запреты. Например, в школе вам часто говорят: «Не бегай по коридору», «Не обижай товарищей!». Приведите примеры других запретов, которые вы слышали на улице, читали в общественных местах (не переходите улицу на красный свет, нельзя играть на проезжей части дороги, запрещается заплывать за буйки и т.д.)
III.  Работа с учебником 
№109. 

- Какие запретительные слова ты выделил?
- Какие глаголы с «не» используются в запрещении?
- Почему Леший и Чебурашка написали такие запрещения?

- Какие запреты могли бы написать ваши любимые герои книг, мультфильмов?

№110.

Скрытое запрещение «Благодарим за тишину», нестрогое запрещение «У нас не курят»
- Попробуйте строгие запрещения в музее выразить более мягко. Вы можете использовать слова: Спасибо за то, что… Просим… Пожалуйста, не … и т.д. (Пожалуйста, не фотографируйте в музее! Спасибо за то, что вы не курите! Просим не трогать руками! и т.д.)

- Можно ли сказать, что эти запреты учат правилам поведения в музее?

№111 Нельзя, не трогать, не разрешается, не курят


- Итак, чему учат запреты в разных общественных местах: в музее, театре, в парке? (Принятым правилам поведения).
- А теперь научимся составлять мягкие запреты (№103):
1. У нас не трогают провода и розетки! 
2. Спасибо за то, что вы сняли верхнюю одежду (Спасибо за то, что вы оставили верхнюю одежду в гардеробе)

3. Я надеюсь, что ты не будешь трогать меня руками.  

                                                                  Защитный экран.

- Как можно обосновать эти запреты? (Тебя может ударить током. В компьютерном классе должно быть чисто. Экран пачкается, а кроме этого, стирается защитное покрытие)

IY. Запрещаю – предостерегаю

№102. 

– В чём заключается предостережение родителей?
- В каких словах в начале и в конце стихотворения выражается запрет? (ни за что на свете, не ходите в Африку гулять. Не ходите, дети, в Африку гулять.)
- Конечно, запрещение родителей звучит строго. Но можно тоном смягчить запрет. Попробуйте прочитать строго и мягко запрет родителей
- какие запреты-предостережения вы слышите от старших, когда идёте гулять?
- Как бы ты выразил свои запреты более мягко младшей сестре, брату, соседу-малышу?
№101.
№104. 
№105.
Гулять с собаками во дворе воспрещается. Не разрешается выгуливать собак рядом с домом.
№106. Не рекомендуется:
Во время еды смотреть телевизор, так как можешь опрокинуть на себя тарелку с горячим супом или чай;
Так как съеденная тобой пища усваивается гораздо хуже;
Смотреть телевизор на расстоянии ближе, чем 3 м, потому что будет действовать вредное для здоровья облучение.

Смотреть телевизор в совершенно тёмной комнате, т.к. это приводит к ухудшению зрения.

№107. Не чавкай за столом! (Строгая форма, можно смягчить интонацией)

 Постарайся есть так, чтобы тебя не было слышно. (Замечание мягкое, если за столом нет чужих)
 Не разбрасывай по дому свои вещи! (Строгая форма)
Пожалуйста, положи свои вещи на место. (Скрытое запрещение, требование)
 Не оставляй за собой грязную посуду! (Строгая форма)

 Я буду рада, если ты не забудешь помыть за собой посуду. (Мягкая просьба)

Y. дом задание

YI.Запрет в сказке

 - Какие запреты нарушили:

Жена Синей Бороды из сказки «Синяя Борода»?
Братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Ученый Владимир Пропп, анализируя волшебные сказки выяснил, что в их сюжетах часто встречаются следующие моменты:
Запрет, обращенный к герою
Нарушение запрета
Вред, вызванный нарушением запрета
Герой решает трудную задачу
Герой получает волшебное средство

С бедой справляются

Задание. Составьте фантастический рассказ по этой схеме

№ 108

- Представьте себе, что вы попали в Страну Небывалых Сладостей, где целые горы мороженого, конфет, тортов и никто не запрещает их есть в любом количестве. Что случилось бы в этом царстве с тобой или с героями мультфильмов? (Незнайкой, Вини-Пухом, котом Матроскиным)

- Сочини историю.

- Как вы думаете, чему учат запреты, которые можно найти в великой старинной книге – Библии?
«Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга.
Не обижай ближнего своего, не грабительствуй.

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя»

- Как вы считаете, должен ли каждый человек соблюдать эти запреты?

- Я согласна с вами, что эти главные правила жизни должен соблюдать каждый человек.

YII. Итог урока

YIII. Задание на дом: найти пословицы, содержащие запрет (Не спеши языком - торопись делом и т.д.)

Категория: Авторские разработки | Добавил: Ujylfr (23.06.2010)
Просмотров: 3618 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz