Штриховка и развитие речи (часть 3) - Интересные находки - Уроки, тесты, тренажёры - Каталог статей - Персональный сайт
Вторник, 06.12.2016, 05:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Авторские разработки [7]
Конспекты уроков, тесты, разработанные автором
Интересные находки [91]
Ресурсы Интернета, используемые на уроках
Учимся играя [7]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 246
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки, тесты, тренажёры » Интересные находки

Штриховка и развитие речи (часть 3)

Занятие 4

Чистоговорки

На-на-на – высока у нас сос... (на).
На-на-на – сидит Маша у ок... (на).
На-на-на – очень теплая вес... (на).
На-на-на – поет песенку о... (на).

Учитель. Какое короткое слово вы называли?

Дети. Слово на.

У. Это маленькое слово на – очень важное слово-предлог. Сегодня мы будем наблюдать за его работой.

На доске записаны незаконченные словосочетания. Дети читают их и заканчивают предложения.

Словосочетания

Стоит на ___ . Лежит на ___ . Висит на ___ .

Проехал на ___ . Вышел на ___ . Смотрел на ___ .

Д. Стоит на столе, на полу, на улице.
– Лежит на кровати, на коврике, на полке.
– Висит на стене, на дереве, на веревке.
– Проехал на машине, на велосипеде.
– Вышел на улицу, на площадь, на балкон.
– Смотрел на доску, на экран, на картину.

У. Мы использовали один предлог на. А у него всегда ли одинаковое значение?

В зависимости от подготовки класса на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Если ребята не увидели разницы в смысле, то рекомендуется одновременно с произнесением фразы делать жест, указывающий направление движения.

Д. На полку – это вниз, на поверхность, а на улицу – это вперед. Значения немного различаются.

У. Куда мы кладем вещи, когда наводим порядок?

Д. На место.

У. Послушайте, какая однажды случилась история.

Текст

Мамы и папы нет дома. Коля решил навести порядок. Он поставил тапки на телевизор. В холодильник убрал книгу и карандаши. А брюки и рубашку положил на стол. Скоро мама придет домой. Что она скажет?

Д. Ужас! Надо тапки – в угол, книги и карандаши – на полку или на стол, рубашку и брюки – на вешалку.

У. Я вижу, что вы знаете, как наводить порядок. Мы расскажем Коле, куда что надо убирать.

Для организации игры используются дидактические карточки с предметными картинками, логопедическое лото с изображением разных предметов быта или игра «Логический поезд». Ребенок берет карточку и строит предложение по образцу: Куда что будем убирать? В составленном предложении должно быть не только название предмета, но и обязательно его признак.

Образец. Синий чайник ставлю на полку, розовую юбку вешаю в шкаф.

– Теперь у нас полный порядок, мы можем изобразить Колины вещи с помощью линейки-трафарета.

Дети создают рисунок и штрихуют его.

Занятие 5

Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия.

Вот волшебный самолет
Отправляется в полет.
Он планирует над партой.
Ну а где же наша карта?

Дети кладут линейку под средний палец на указательный и безымянный, покачивают и двигают рукой, имитируя полет.

Дети. Мы будем рисовать самолет.

У. Да, самолет в облачном небе.

Составляется рисунок.

У. Облака имеют разную форму. Из каких фигур мы можем их составить?

Д. Можно взять круг или овал.

У. А можно ли использовать геометрические фигуры, имеющие углы?

Д. Нет, облака не имеют такой формы.

У. Можно комбинировать несколько фигур в одно облако.

На доске:

– Используя ластик, делаем облако цельным, скрываем лишние линии. Самолет рисуем с помощью трафарета с готовыми фигурами или используя геометрические фигуры.

Дети выполняют задание.

– Составленный рисунок пока откладываем в сторону.

После построения рисунка повторяется пальчиковая гимнастика (см. выше).

У. Ребята, а кто из вас летал на самолете?

Дети поднимают руки.

– Скажите, пожалуйста, а с чего для пассажира начинается любой полет?

Дети дают свои варианты ответов. Акцент делается на то, что сначала пассажир добирается до аэропорта. Учитель помещает на доске табличку «Аэропорт».

– Что надо сделать далее?

Д. Идти в кассу или на посадку, пройти через рамку металлоискателя...

У. Правила безопасности необходимо соблюдать, поэтому через рамки-металлоискатели в аэропорту проходят даже не один раз. Но далее мы должны пройти регистрацию – работники аэропорта помечают в компьютере, что пассажир прибыл, и выдают ему посадочный талон. Пассажир сдает багаж.

На доске появляются карточки «Билет», «Регистрация», «Талон», «Багаж».

– Куда же теперь?

Д. В самолет.

У. Нет. Теперь надо проверить, кто идет в самолет с билетом и посадочным талоном. Как это сделать?

Д. Надо показать документы.

У. Правильно. И это называется «паспортный контроль».

На доске:

Карточка «Паспортный контроль»

– Вот теперь мы можем пройти на посадку. А теперь вы сами попробуйте рассказать, как вы отправитесь в полет.

Класс делится на несколько групп. Каждая группа готовит рассказ по опорным словам. Группы, представившие рассказ, получают «пассажирское свидетельство».

– Ну что же, теперь стюардессы приглашают вас на борт самолета.

Физкультминутка

Отправляется в полет
Реактивный самолет.
Наклоняется налево,
Наклоняется направо. 
Пролетает он вперед,
Завершает свой полет.

Дети выполняют наклоны.

– Осталось и нам завершить начатое дело: заштриховать приготовленные рисунки.

Дети завершают штриховку самолета.

Занятие 6

Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони, сожмите пальцы в кулак и разожмите несколько раз.

Хочешь – тоже делай так:
То – ладонь, а то – кулак.

Игра «Кулак – ребро – ладонь»

Кулак (рука сжимается в кулак) – ребро (рука ставится на ребро ладони на стол) – ладонь (ребенок кладет ладонь на стол).

Учитель дает команды, ученики соответственно меняют положение руки.

– Молодцы! Сегодня нас ждут загадки.

На доске – набор букв и схема:

К, К, А, С, Т, У, И, Ы, Н, О

У. Какое слово можно составить, используя эти буквы? Обратите внимание на то, что первая буква выделена.

После некоторых раздумий дети называют слово кактус. Учитель ставит на стол настоящий кактус. Составляется его описание.

– Я предлагаю вам познакомиться с историей, в которую попал маленький львенок.

КАКТУСОВЫЙ САД

Наступило время цветения кактусов. Цветочки на них были розовые, голубые, зеленые, оранжевые. «Вот бы вырастить кактусовый сад», – думал Львенок. С этим он пришел к умной Черепахе. Черепаха была в прекрасном настроении и что-то напевала. «Послушай, Черепаха, давай посадим кактусовый сад, будет очень красиво», – предложил Львенок. «Замечательно, – согласилась черепаха, – но этот сад появится не скоро, ведь кактусы растут очень медленно». «Как жаль!» – сказал Львенок.
«Не огорчайся! Можно пересадить уже большие кактусы. Для этого нужно аккуратно выкопать кактус и пересадить его в подготовленную ямку», – объяснила Черепаха и принялась копать ямки для кактусов.
Львенок же подбежал к самому красивому и большому кактусу, чтобы раздвинуть листья, но тут же отдернул лапу. Он начал лизать лапу и хныкать: «Он такой колючий!» Черепаха повернулась к Львенку и сказала: «Конечно, для этого и нужны иголки, чтобы никто не хватал за листья». «Ну и как же я его возьму?» – хныкал Львенок. «Кактус должен колоться, чтобы не повредить листочки, и не должен колоться, чтобы его пересадить», – рассуждала Черепаха. «Как же быть?»

– Давайте поможем Львенку найти выход.

Выслушиваются ответы детей, комментируются предпочтительные варианты, задаются вопросы, выделяются рациональные способы решения:

Дети. Можно держать кактусы плотными перчатками.
– Можно перенести их на лопате.
– Можно накрыть кактус ведерком, подкопать, перевернуть и переносить в ведре.

У. Представим себе, что Львенок воспользовался вашими советами и посадил кактусовый сад. Давайте теперь нарисуем его. Какие геометрические формы мы можем использовать, чтобы нарисовать кактусы?

Д. Для этого подходят овалы и круги.

Дети рисуют на листе фигуры.

У. Что еще надо нарисовать, чтобы получился кактус?

Д. У него должны быть колючки.

У. Я предлагаю вам рассмотреть настоящий кактус. Как у него располагаются колючки?

Обращаем внимание, что у кактуса обычно колючки растут мелкими пучками – несколько штук выходит из одной точки.
Дети создают рисунок и делают штриховку.

Занятие 7

Учитель. Ребята, отгадайте загадку:

Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это?

Дети. Лягушка.

Учитель прикрепляет на доску изображение лягушки.

У. Лягушка будет гостьей на нашем занятии. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Дети сжимают и резко разжимают кулачки, сидя за партой.

 Наша лягушка издает разные звуки. Послушайте их.

Включается запись «Звуки природы» – кваканье лягушки.

Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда содержат в себе «ква»:

В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд...
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!

– Отгадайте, какие слова загадала вам лягушка?

  • Этот КВА научит вас читать. – – КВА – –

  • Этот жажду в жару утоляет. КВА –

  • Этот в пустыне степенно шагает. К – – – ВА –

  • Эта звук обозначает и молчит. – – КВА

  • Эту фигуру вы чертили в тетради. КВА – – – –

– Какие слова загадала наша лягушка?

Дети отгадывают слова сами или с помощью словарика-подсказки (готовый список слов, в который входят и загаданные слова): букварькваскараванбукваквадрат.

– Назовите слова, в которых два слога.

Д. Букварь, буква, квадрат.

У. Назовите слова, в которых ударение падает на последний слог.

Д. Букварь, квадрат, караван.

У. Назовите однокоренные (родственные) слова.

Д. Буква, букварь.

У. Молодцы! Предлагаю поиграть в чистоговорки. Я буду начинать фразу, а вы догадайтесь, как ее закончить.

Чистоговорки

Ла-ла-ла – вот лопата и ... (пила).
Ля-ля-ля – вон далекие ... (поля).
Ля-ля-ля – есть у дома ... (тополя).

– А теперь лягушка познакомит нас со своими подружками. Слушайте и помогайте рассказывать.

При чтении стихотворения полезно провоцировать детей на договаривание строфы, предугадывание следующего слова.

МОЛЛИ И МИЛЛИ

В лужице жили
Молли и М илли.
Молли и Милли
Мыло любили.
Как-то в июле
Молли и Милли
Обе купили
Автомобили. 
– Ах, – закричали, –
Сколько здесь пыли!
Надо намылить
Автомобили!

Мылом помыли
Молли и Милли
Двери и стекла,
Крышу и крылья.
Очень довольны
Молли и Милли –
Чистые окна,
Чистые крылья!
И об одном лишь
Сестры грустили:
Больше не ездят
Автомобили...

У. Я предлагаю вам подумать: какого цвета были автомобили, если в названии есть звук [л] или [л’]?

Д. Голубой, зеленый, фиолетовый, желтый, белый.

У. А теперь нам предстоит с помощью линеек составить портрет лягушек.

Дети составляют рисунок и заштриховывают предметы.

Продолжение следует

 


Источник: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200801205
Категория: Интересные находки | Добавил: Ujylfr (27.09.2015)
Просмотров: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz