Среда, 24.04.2024, 01:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Авторские разработки [7]
Конспекты уроков, тесты, разработанные автором
Интересные находки [91]
Ресурсы Интернета, используемые на уроках
Учимся играя [7]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки, тесты, тренажёры » Интересные находки

Не строй домок из чужих досок (семейная притча)
В каждой семье есть свои предания да сказы, какие с дедами-прадедами случались, вот в памяти семейной и остались. Так и в этой крестьянской семье передавались из уст в уста такие-то истории. Только все они невидимыми ниточками соединены были с покровителем их небесным Николаем Чудотворцем. Ежели бы только с одним кем в семье встретился святой, то и тогда бы сказывать было не о чем. Ну, а ежели встреч таких больше случилось? То кого же иначе семейным покровителем считать? Кого за помогу вспоминать-почитать?

Одно-то предание - вовсе давнее. Бабку Марину Сенькову знаешь? Так история эта приключилась еще с ее прадедом. Отправился он как-то в лес за дровами. Было дело весной. Речка наша, Клязьма, в те времена не такой широкой была, только по весне и ее перейти - надо брод найти. Договорился Архип с барином тутошним, денег заплатил, сколько положено, ну и поехал, благословясь. Ранним утром по знакомому броду на тот берег переехал и давай в Барской Дубраве сушняк валить да бревна пилить. Нагрузил полный воз, а там уж и солнце садиться собралось. Ну, он прямиком к знакомому броду лошадку и направил.

Только выехал Архип из Барской Дубравы и речку не узнал. Разлилась Клязьма за один день так, что уж и не проехать никак. Даже брода знакомого сыскать нельзя – одна вода. Архип остановился у воды - кругом ни души. Огляделся и горько задумался. Ежели до утра тут, возле Барской Дубравы ночевать, то волки - звери могут задрать и его самого, и лошадку его. А до дому спешить - кабы воз не утопить: без броду-то в речной разлив из речки не выбраться. До захода солнца было всего ничего, а выхода не виделось ни одного. Тут и про своих пятерых детишек Архипу вдруг вспомнилось, а на душе как-то пасмурно сделалось. Вот и начал Архип молиться. И так он сердечно молитвы читал, что, видать, Господь услыхал.

Видит Архип: на том берегу появился старик. С седой бородой и в одежде простой. Ничего старик мужику не кричал, только глядел и молчал. А потом и давай мужику рукою место казать, где переехать-то с возом через речку можно; Архип, не долго думая, туда лошадку свою и направил. Шел по воде да по стариковой руке, что дорогу ему казала. А как лошадка речку миновала, хотел Архип старичка того поблагодарить, а на том берегу - и нет ни кого! Нет старичка, как и не было...

Ты места наши знаешь: поле широкие, без бугорка, без деревца. И куда, скажи, мог тот старичок уйти, если он все время переправы Архиповой на берегу стоял да путь ему казал? Вот с Архиповой легкой руки да от сердечной его благодарности и стали потом всей семьей Николая Чудотворца поминать и Архип, и жена, и вся его детвора.

Размечтался Архип, как подрос его старший сын, грамоте наследника своего обучить. Хоть и не барином, на почтенным человеком своего Егора видеть хотел. Деньги собрал, сам с семьей голодал, но Егор его науку постиг, аптекарем вскорости сделался. Только к тому времени в семье уж еще девчонка родилась. Вот всего шестеро детишек в семье и получилось: пять девок да сын - надежа. Что, окромя детей, для крестьянина дороже?

Ну, а сын его, как на ноги встал, из семьи родной уходить не желал. Да у Егора и другая причина была дома остаться: полюбилась ему деревенская девка-красавица, И стройна, и круглолица, и на рукоделие мастерица, Ни куда ж еще лучше-то? Любушка еще года два свадьбы ждала, хоть и были с Егором помолвлены. Только и сестрам накопить на приданое - дело важное. А как молодым свадьбу сыграли, Любушка к мужу в дом пришла. А в доме этом - теснота. И сваты, как нарочно, их дом стороне обошли. Четверо девок плачут-рыдают, для себя женихов уж давно поджидают. А пятая, Лизутка, еще в куколки играет.

Года три так минуло, а ни одна сваха к ним в дом не заглянула. У Егора с Любашей уж своих трое детишек народилось. Жили тесно, что и говорить... Вот и решила Любаша в Троице-Сергиеву Лавру сходить. Может, там облегченье и вымолю? В Лавру пеше отправилась. День светлый для того выбрала - Никола Зимний, по нынешнему - 19 декабря. В пути Любаша притомилась, вот на дерево поваленное и присела. Вдруг откуда ни возьмись, старичок к ней и подходит. Увидала его Любаша, с собой поесть-попить позвала. Только об том все думала, где же раньше старичок тот был: и впереди на дороге его Любаша не видала и сзади не примечала? А дорога прямая, с огромными сугробами по сторонам.

Старичок Любашу за хлеб-соль поблагодарил, а как поел-попил, так Любашу и спросил: далеко ли путь держит? Та и давай старичку тому сказывать. И про мужа Егора, и про тесноту дома, и про деток малых, и про золовок непросватанных. Может, спросишь: почему она всю душу раскрывала ему? Так этот самый старичок уж больно слушал хорошо и Любаше от сердца сочувствовал. А на прощанье душевно напутствовал. А вот слова какие сказал – Любаша сразу запомнила:

- Иди, милая, с Богом! В Лавре помолись да скорее домой воротись. Там тебя добрая весть поджидает. Какой никто не ожидает…

Любаша из лавры вернулась, родной калитки коснулась, а тут ворота и раскрылись нараспашку. И выезжают из ворот сани, украшенные лентами да бубенцами... Любаша сразу в дом, а уж радость в нем. У жениха того-два брата неженатые. Вот так и случилось, что три брата на трех сестрах женились. Свадьбу одну играли, деньгами не швыряли. А последнюю девку-золовку еще через неделю сваха приглядела. Уж к весне остались в избе: родители, Егор с женой, детишки ихние да сестра Лизутка - подросточек, Ну теперь-то уж стало свободнее. Можно еще деток рожать и спокойнее жить-поживать.

Так и жизнь между тем протекала, а Лизутка росла-подрастала. А как стала невестой на выданье, так Егору сказали родители:

- Пора, сынок, тебе строить свой домок. А мы тут с Лизуткой останемся. Ее-то женишок взять в свой дом не мог. Ясное дело - сирота.

Мать кое-что для сына припасла, вот его и уговаривала еще денег у сватов попросить да вскладчину дом и построить. Так и сам Егор хотел. Он тогда уж пятерых детей имел, хотелось и в своем дому пожить. Но тут, видать, уж тому быть, соблазнили его соседи на одно нечистое дело. Уговорили, пока барин в отъезде, к нему в Бар-Дубраву съездить. Деревьев втихую навалить да все на сруб и заготовить. Мать Егора и плакала, и просила, только сына не умалила. Втроем решили лес воровать, так и не отговорила их мать.

И ведь случается порой такое: никто тех деревьев не хватился, никто за ворами не кинулся. Да что там скрывать: даже никто того воровства не видал и не прознал. Бревен не целых три сруба припасли, на огородах своих сложили. Решили немного повременить, домов до весны не строить. А как от народа скроешься? Ведь кто-никто, а догадается: бревна-то из ничего не появляются...

А однажды утром мать и давай сына своего совестить-ругать:

- На ворованных полах счастье не попляшет. А в ворованных горшках не наваришь каши. И семья с таком дому счастлива не будет. И народ за воровство поделом осудит. И еще запомни, сынок: не строй домок из чужих досок. Это мне верный человек сказал да тебе передать приказал.

Вот и предлагает Егору мать все, что ценного в дому есть, барину в уплату за лес отдать. Повиниться и просить с остатками долгов погодить.

Егор с Любашею своей поговорил-посоветовался, а потом и решился. Тут и женина семья зятю с дочкой помогла, чем могла. Собрали по двум домам золотишка, да ценных бумаг, да кольца обручальные. Только решил Егор про одного себя барину сказать, свою вину признать, а соседей не выдавать. Чужая покража - дело их собственной совести. Барину Егор в ноги упал, прощения просил, все добро принесенное с собой перед барином разложил. Просит остатний долг пока не требовать, повременить. Чтобы семью не разорить.

Барин молча Егора выслушал. А потом так рассудил: долг остатний ему простил, а колечки обручальные не взял. Бумаги да золотишко в уплату за лес принял. С тем Егора и отпустил.

Выросли в деревне в одно, считай, лето три дома соседних. У Егора, у соседей Прохоровых да у соседей Воробьевых. У Прохоровых в избе так счастья и не было: через пять годов уж не осталось в том доме мужиков. Кто помер, кто утоп... А бабы из дома того как-то сами собой разъехались. Последний хозяин продал дом тот чужим, только не было счастья и им. А то бы зачем новые хозяева дом-пятистенок разобрали? До последнего венца. И на месте том уж строили снова, но из другого леса.

А у Воробьевыхых и того меньше дом стоял. Уж на другое лето полыхнул сарай, а с него огонь и перекинулся на дом. Сгорел тот дом до бревнышка, до досочки, до печной трубы. Вот, как хочешь, так и рассуди! А при чем тут Николай Чудотворец, спросишь? А кто матери тогда во сне слова сказал, какие передать Егору следовало? «Не строй домок из чужих досок!»

Нравственный урок.

Вранье не введет в добро.

Разум, совесть, да честь — лучшее, что у человека есть.

Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

Честные глаза вбок не глядят.

Воспитание добрых чувств.

Почему старичок помог Любаше?

Почему Егор поддался на уговоры соседей?

Что заставило Егора признать свою вину перед барином и к чему это привело?

Почему так говорят: «Тайное всегда становится явным»? И еще: «Без Бога не до порога»?

Речевая зарядка,

Объясните слова «сваха» и «золовка».

Как понимать слова: «Не строй домок из чужих досок».

Чему пыталась научить мать сына, говоря: «На ворованных полах счастье не попляшет, а в ворованных горшках не наваришь каши»?

Развитие мышления и воображения.

Что бы случилось с Архипом, не приди ему на помощь старичок?

Смогли бы без помощи старичка Архип, а потом Любаша самостоятельно справиться с трудностями? Каким образом?

Можно ли сказать, что старичок готовил сердце Любаши к предстоящей радости, когда сказал: «Тебя добрая весть поджидает, какой никто не ожидает»? А разве нужно готовить, сердце для радости? Зачем?

Что было бы, если бы Егор не пошел к барину и не сознался в покраже?

Сказка и экология.

Какова, на ваш взгляд, добрая цель, с которой можно вырубить лес?

Что случится, если вырубить весь лес на земле или в нашем районе?

Что случается с рекой ранней весной или осенью?

Половодье полезно или вредно? Чем? Что доброго оно несет земле и ее обитателям?

Сказка развивает руки.

Предложить ребенку вместе с родителями сделать из картона понравившихся героев сказки и одеть их так, как было принято в стародавние времена

РАБОТАС ТЕКСТОМ

Цель: познакомить детей с текстом сказки, выделив три основных ее фрагмента. Установить родственную связь между героями. Подвести детей к пониманию значимости и реальной возможности помощи судьбы лишь тем людям, которые добры, честны и совестливы. Установить прямую связь между поступками человека и дальнейшей судьбой его самого и его близких. Сформулировать справедливость утверждения: «Народ за воровство поделом осудит».

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Вопросы по содержанию.

Отчего Архипу на душе пасмурно сделалось, когда подумал он о своей беде?

Почему об Архипе, его жене и ребятишках можно сказать, что они были благодарными?

Каким хотел видеть своего сына Архип и зачем его грамоте учил?

С какой целью отправилась Любаша на богомолье?

Почему старичок был так добр к Любаше и как он ее отблагодарил?

Зачем Егору понадобился новый дом, и что он для этого сделал?

Почему Егор поддался на уговоры соседей?

Что заставило Егора сознаться в воровстве?

Что бы случиться могло, если бы Егор так и скрыл воровство леса.

Как «расплатились» соседи с судьбой за грех свой?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Использовать сказку во фронтальной работе целесообразнее при изучении в школе темы «Моя семья» или «Наш семейный альбом», для восстановления родословной семьи учеников начальной школы. Для работы с конкретным ребенком выбрать эту сказку можно при наличии у него таких негативных черт, как эгоцентризм и завышенная самооценка, болезненный интерес к чужим вещам и чужому богатству. Сказка эта будет полезна и тому ребенку, который уже не раз без разрешения брал деньги у родителей, либо «выгребал» мелочь из карманов членов своей семьи для покупки облюбованной вещицы.

Средствами этой сказки и последующей беседы следует помочь ребенку в осознании того, что воспользоваться чужой вещью — это и есть воровство (даже если взят пустяк, не очень-то кому и нужный). Для некоторых детей это откровение, раскрывающее основы моральных ценностей, а для других — напоминание о связи нынешних поступков человека с будущими событиями его жизни и жизни его детей и внуков.

Можно использовать сказку и в работе с ребенком, который переоценивает свою значимость в семье и недооценивает интересы и потребности других близких. Болезненно относится к покупкам, предназначенным для родителей или братьев-сестер, завидует или активно противодействует таким покупкам: капризничает, упрекает в несправедливости, устраивает скандалы ради получения нужной ему вещи, портит вещи, купленные вопреки его желаниям.

Категория: Интересные находки | Добавил: Ujylfr (19.08.2011)
Просмотров: 551 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz