Суббота, 20.04.2024, 10:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Авторские разработки [7]
Конспекты уроков, тесты, разработанные автором
Интересные находки [91]
Ресурсы Интернета, используемые на уроках
Учимся играя [7]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки, тесты, тренажёры » Интересные находки

Как потрудились - так и наградились
Дуняшка и Наташка с детских лет были закадычными подружками. Друг дружку знали лучше самих себя, и, считай, не ссорились никогда. Верховодила среди них Наташка, а уж слушалась да подчинялась - Дуняшка. К семнадцати годам обе красавицами стали, вместе на хороводе гуляли, вместе венки плели, вместе женихов для себя поджидали. Одна только была незадача: в их-то деревне женихов - Ванька-губастый да Сенька-ушастый, да и те по годам в женихи-то не больно годились. А девок на выданье - пруд пруди! Вот женихов и жди...

Тем летом жара стояла редкостная, оттого малина раненько и поспела. Дуняшка позвала Наташку на Малиновские луга за ягодой идти, а та - ни в какую! Свое место предлагает. Мол, на открытом месте ягоду собирать - на жаре испечься, а на поляне лесной - поесть да развлечься. В лесу не будет той духоты да той тесноты. Небось, все деревенские девчата на Малиновские луга за ягодой кинутся. Вот Наташка да Дуняшка одни на лесной поляне и останутся. Была у девок знакомая поляна в лесу, на ней ягоды - рви не хочу!

Дуняшку долго не надо уговаривать, пошла, как всегда. А куда она без Наташки денется? А с Наташкой - будут и ягоды по ведру, и сами не сжарятся на пару... А пришли на поляну ту - ягода еще и не вызрела. Ну, порвали, какая покрупнее да покрасивей. Можно бы было, и вернуться, да только разве Наташка согласится с пригоршней ягод домой придти?

Вот присели девки на осину упавшую и рассуждают между собой: на Малиновские луга еще пойти али домой? И вдруг оглянулись обе сразу: показалось, будто засмеялся кто за их спинами да так заливисто. Оглянуться оглянулись, да обе так и замерли... стояла позади них, неподалеку, девка зеленая. Ладно бы, ежели одна одежа зеленой была, а то ведь зеленая и вся сама: и одежа, и лицо, и волосы. Зелень - зеленью! Может, у девок сердечки и екнули, да только они и виду не подали. С другой стороны, ежели бы страшный зверь там стоял - тогда да, а то девка, считай, их ровесница. Ну, а что зеленая она - так какой же ей быть, ежели она лесная? Тут уж нечего и гадать, это и так видать! А лесная эта девка и платье имела немыслимое.

Платье то было из зеленых листиков, но легкое и воздушное. А поверх зелени - сеточка, то ли из ниточек, то ли из травинок. А на той сеточке - ягодки разбросаны, словно бусинки алые на зелени сверкают. На зеленых волосах - венок из ромашек полевых, на руках тьма перстней золотых, а бусы на шее и звякают, и звякают.

Девки на чудо такое глядят и не поймут никак: то ли это монисты да кольца звякают, то ли эта девка сама смехом серебряным рассыпается? Вроде, губы-то улыбаются?

- Что, красавицы, закручинились?.. Рановато вы за малиной ко мне пожаловали. Вот через недельку-другую... Но наделить вас ягодами могу и я. Может, вам место показать?

Девка зеленая у Наташки да Дуняшки спрашивает, а сама улыбается. Дуняшка от робости промолчала, а Наташка прямо сказала:

- Ежели знаешь такое место - покажи!

Девка та спиною к кустам повернулась, а девчат за собой рукой поманила. Первой за ней пошла Наташка, а уж потом Дуняшка. И шли они, вроде, недолго, а на соседнюю поляну ступили - и ахнули. Это где ж были такие места, чтоб на них малинник, словно лес густой стоял? Наташка-то пока по тропке ступала все дорогу примечала. А Дуняшка уж по следам Наташкиным шагала, только под ноги и глядела. Пока девки ягоду собирали, зеленая гостья поодаль стояла, на их работу глядела. А как ведра у них до краев ягодой наполнились, она и посетовала:

- Что ж вы, девки, взяли с собой только два ведра?

Для такой ягоды и четырех мало. Может, вам еще по ведру дать? Только придется вам меня подождать. Я пока за ведрами схожу, а вы тут выполните просьбу мою: сухие ветки да сучки подберите, в кучки их сложите. Ты, Наташка, обходи ягодник с этой стороны, а ты, Дуняшка, - с той! А как встретитесь, так и будет обихожен малинник мой. Ну, согласны, что ли? Тогда я пошла. А вы сушнячок соберите, сучья да прутья не пропустите.

Наташка одной стороной малинник обходить начала, а Дуняшка - другой. Идут, а сами ветки да коренья сухие подбирают, да каждая в свою кучку складывает. Идет Дуняшка, к каждому сучочку, к каждой хворостинке наклоняется, ни одной не пропускает. А Наташка одну веточку подберет, а пять мимо пройдет, а коряги и вовсе перешагнет. Что она, нанималась в работницы сюда? А за пустое ведро и цена невелика: подберет, что на глаза попадет. Она ведь не столько под ноги себе глядела, сколько место запомнить хотела.

Дуняшка, считай, меньше Наташки вдвое прошла. Наташка еще ей попеняла: отчего, мол, так тихо собирала? Все ветки собирать - себе спину ломать. Не много ль за два-то пустых ведра? А тут и девка зеленая появилась. А ведра - то где?

- Ну, сколь красавицы наработали? - спрашивает. А сама вокруг малинника вовсе не идет, работу не проверяет.

Наташка про подругу думает: «Дуняшка - глупая! И чего так ломалась, почто столько раз наклонялась?»

А девка меж тем улыбается:

- А давайте-ка, посмотрим, сколь вы наработали?

И тут хлопнула девка в ладоши один раз - и малинник весь пропал. А видны на поляне две кучи сушняка: дуняшкина и наташкина. Дуняшкина куча - выше роста человеческого, а Наташкина - еле-еле на земле приметная.

- Ну, что ж, как потрудились - так и наградились! - Сказала девка зеленая и хлопнула в ладоши два раза. И тут вспыхнули обе кучи ярким пламенем. Только ни дыму, ни убытку от тех костров не было. А сгорели они вмиг.

- А теперь соберите-ка пепел каждая от своего костерка да положите в эти два ведра! И протягивает девка обеим помощницам по шитому мешочку. Мешочки те, хоть и небольшие, но уж больно замысловато украшенные.

Выполнили Наташка да Дуняшка повеление девки лесной, собрали пепел каждая в мешочек свой. У Наташки пепелку на донышке, а у Дуняшки - еле веревочки сошлись. Ну, мешочки те себе на пояса и приладили. Зеленая девка тут и хлопнула в ладоши три раза: появились два ведра, ягодой доверху наполненные.

- Пока вы хворост собирали да ягодник мой очищали, я вам уж все припасла. Ну, а теперь пора и честь знать! Как потрудились - так и наградились! - Снова повторила она и пропала...

Оглянулись Наташка да Дуняшка: ни девки, ни малинника, ни лесной поляны. Стоят они за околицей родной деревни, а рядом с каждой - по два полных ведра с малиною. Порадовались обе, что не надо далеко по жаре идти, два ведра ягоды нести. Ну, по домам и разошлись.

Ягоды - ягодой! А вот в мешочках дареных оказалась не зола - золото. Песочком то золото светится-сверкает. У Дуняшки - прямо по завязочки полный мешок, а у Наташки - лишь на донышке. На золото дареное и дома родители поправили, и приданое обеим девкам справили. А что разное по цене приданое вышло - так это и понятно: золота ведь не поровну было. На Дуняшкину долю два сундука одежи справили, перину пуховую да меленку. А на Наташкину долю - платье одно да новое ведро. Только на это денег и хватило. Дуняшку замуж Ванька взял, а уж Наташку - Сенька. Иван мельником стал, хозяйственным да толковым. А Сенька как в ребятах был обормотом, так с Наташкой и жил: работать не любил и семью худо кормил. Только на кого ж теперь девкам сетовать? Не на девку же зеленую? Она ведь их и так наградила, как заслужили. Не зря ведь им повторяла: «Как потрудились - так и наградились!»

Нравственный урок.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Видно птицу по полету.

Бог труды любит,

Воспитание добрых чувств.

Какой вам показалась Наташка?

Чем отличалась от нее Дуняшка?

Кто из двух девушек вам понравился больше и почему?

Справедливо ли были вознаграждены девушки и почему?

Речевая зарядка.

Как вы понимаете выражение: «Как потрудились, так и наградились»?

Придумайте, как одним словом можно охарактеризовать Наташку и Дуняшку?

Перескажите, как выполнила задание лесной девицы Наташка и как Дуняшка?

Подходит ли к сказке поговорка: «Видно птицу по полету» и как ее в таком случае понимать?

Развитие мышления и воображения.

Почему обе девушки по-разному выполнили задание лесной девицы? 


Как еще, кроме труда, можно узнать суть человека?

Как в дальнейшем сложится судьба подруг, если этот урок научил их правильно жить?

Сказка и экология.

Какое время года описано в сказке и когда поспевает в лесу малина?

Расскажите, чем полезна малина?

Зачем лесная девица приказала подругам в лесу потрудиться, и что они должны были сделать?

Чем грозит всему живому замусоренный, неухоженный лес?

Сказка развивает руки.

Из природного материала вместе с родителями сделать лесную девицу, используя для этого все, что можно найти в лесу.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: познакомить с текстом сказки, по возможности обсудить поведение персонажей, мотивы их поступков и оценить их поведение; выявить существенные различия в характере двух подруг, сравнивая их поступки; использовать сказку как притчу-нравоучение.

Формы работы: фронтальная или индивидуальная.

Исполнитель: воспитатель возрастной группы, воспитатель группы продленного дня, родители.

Содержание: чтение сказки и беседа по содержанию.

Вопросы по содержанию.

Кто из двух подруг вам понравился больше и почему?

Опишите, какая была Наташка и какая Дуняшка?

Как на ваш взгляд, почему Наташка в этой паре верховодила, а Дуняшка подчинялась?

Что подумали и почувствовали обе подружки, когда встретили в лесу девицу?

Зачем девица дала подругам такое задание?

Как каждая из подруг выполнила задание и почему?

Как оценила лесная девица работу Наташки и Дуняшки, что она им сказала и почему?

Справедливой ли была награда?

Как поступили подруги со своими наградами?

Как в дальнейшем сложилась их судьба и почему так?

Что могло бы измениться в Наташкиной судьбе, если бы она не ленилась?

С какой целью судьба подруг испытывала?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сказка « Как потрудились, так и наградились» может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, как во фронтальной работе с группой или классом, так и индивидуально.

Сказка рекомендуется для работы с детьми, имеющими затруднения в межличностном общении, застенчивыми или же неформальными лидерами, стремящимися к власти и лидерству. Работа также может принести положительные результаты и в работе с детьми, не уважающими чужой труд и стремящимися во что бы то ни стало избежать личного участия в коллективной работе или домашнем труде, безответственных или склонных выполнять трудовые и иные, требующие больших усилий задания за счет других.
Категория: Интересные находки | Добавил: Ujylfr (19.08.2011)
Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz