Четверг, 23.11.2017, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Авторские разработки [7]
Конспекты уроков, тесты, разработанные автором
Интересные находки [91]
Ресурсы Интернета, используемые на уроках
Учимся играя [7]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 249
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки, тесты, тренажёры » Интересные находки

Чудо в решете
Степка до 9 годов у бабушки рос. Его мать бабушке отдала, когда троих мальцов враз родила. Ну, когда мамке было еще с ним вожжаться? Степка на мамку не обижался. А чего тут сердиться? Мать с отцом к нему частенько приезжали, гостинцами угощали. А у бабушки ему было хорошо, в одном ему только не везло. У бабушки деревня - малым-мала, а парнишек его лет не было совсем. Восемь девок были. А что ему, с девчонками что ли играться? Вот с бабушкой все годы и был, сказки ее слушал, молочко козье кушал.

А этим летом бабушка захворала, встать с постели не могла. Вот их двоих мать к себе и забрала. В родной деревне - пацаны! Гуляй - не хочу! Только встретили его парнишки, словно чужака. Подойдет он к ним - бегом от него ребятня, словно от нелюдя. Ежели об чем судачить начнут, да Степку рядом разглядят - сразу замолчат. Видит Степка, он же не дурак, что-то тут не так... А как узнаешь? Все молчат...

Нынешним вечером он на речку пошел не сам. Так вышло. Вернее, мать на крыльцо вышла, а у нее в руках - горшок со щами сегодняшними. Все щи-то нынче не съели, вот она их в погреб и несла. А Степку угораздило как раз в тот миг на крыльцо снизу вбежать. Чего-то важное сказать хотел, да не успел. Как головой об дно горшка того врезался - враз забыл, что сказать спешил. Враз память отшибло. Степку всего, с головы до ног, щами и окатило... Хорошо еще щи холодные были. А то бы беда!

На ушах да волосах сразу застряла капуста, за пазухой - мокрота да куски картохи... Мать сначала напугалась сама, а потом и давай смеяться-хохотать. А Степке вовсе не до смеха! Мать с него капусту снимать начала, а потом махнула рукой и в избу вошла. Вынесла чистую рубаху да штаны и велела на реку идти. Говорит, мол, хочешь в реке ополоснись, а хочешь - в кадке прополощу! Да в той старой кадке лягушки живут! Мать сразу: откуда-откуда? Оттуда! Степка сам здоровенную жабу в кадку с водой опустил. Третьего дня. А она: откуда? Не знал бы - не говорил!

Ну, на речку и припустил. Огородами бежал. По деревне-то - стыдоба! Сам - во щах, и капуста на ушах! Прежде сам в воде ополоснулся, потом одежу помыл-постирал. Чистую рубаху да штаны на траве разложил: пока сам купаться станет - высохнут! А водица вечерком - теплым тепла! Уж когда солнце садилось, Степка из воды вылезал. Вылез на берег и ахнул: сухая одежа - вот она. А постиранной нет, как и не было... Ни рубахи, ни штанов. На траве поискал, в кустах пошарил - нет! Как корова языком слизала. Да и не было тут никаких коров. Вертелся тут один рыжий пес, ну не он же штаны с рубахой унес?

Пришел домой - матери все обсказал, а та не верит... А на другой день поверила. Шла она к колодцу за водой и глянула мимоходом к Ворониным во двор. А там на веревке одежа Степкина и висит: и рубаха, и штаны. Поставила мать ведра у калиточки, да к ним во двор. У Федькиной матери спросила, мол, откуда у вас эти штаны да рубашка? А Федькина мать и говорит:

- Хочешь - верь, а хочешь - нет. Открываю нынче утром дверь, а на крыльце - узелок. Развязала - а в нем белье, чуть, правда, влажное. Вот и повесила просушить. А оно что твое?

- Так Степки мово! - Мать говорит. - Вчера на реке потерял...

Мать одежу домой принесла, Степке на кровать кинула:

- На! Раззява! Бери свою одежу!

Да и рассказала сыну, где да как ее нашла. Одного она понять не могла: кто ее с берега-то стащил? А Степка клянется, что один он на реке был. А еще рыжего пса поминает. Тут мать и говорит:

- Постой! А рыжий пес - не Трезорка ли? Точно, у Ворониных Трезорка-то - рыжий! Вот он, небось, одежу к себе домой и принес?

- Ага! А узлом одежу я ему, что ли, связал? - Степка ехидно сказал.

Мать махнула рукой: разбирайся, мол, сам. И ушла в огород. А Степку прямо любопытство берет. Ну, к Федьке Воронину во двор и побежал, все ему и обсказал. Федька внимательно Степку выслушал и решил: это дело надо обсудить! С ребятами. Собрал Федька всех мальчишек и велел Степке снова все обсказать. Степка опасался, что над ним станут смеяться: ну, над щами-то. Но никто из ребятни даже не улыбнулся. Решили это дело разведать. Двое парнишек помладше стали за Трезоркой следить. Ну, а другие, как всегда, побежали на речку купаться. И Степку с собой позвали, чтобы место показал, где одежду потерял. В этот день Степка чуть к обеду не опоздал. С ребятами играть-нырять было, знаешь, как весело?!

А дня через два собралась вся ребятня в лес по грибы. Степка, конечно, со всеми пошел. И грибов полную корзину нашел. Ну, присели перед обратной дорожкой на опушке. Кто как отдыхает, кто еду, из дома взятую, уминает. А встали домой идти - Степкиной корзинки нет! Он-то думал, кто пошутил? А потом уж решил: не шутил с ним никто. Все искали его грибы, все ползали за его корзиной. Но та как сквозь землю провалилась. Пришлось Степке с пустыми руками домой возвращаться. А стыдно. Ноги, прямо, не идут.

Тут и сказал Федька Воронин:

- А ну, скинемся по пять грибов! Степка, рубаху готовь! Только, чур, не жмотничать! Самые мелкие не выбирать!

Все шли из леса довольные, даже Степка. Он тоже грибы в своей рубахе нес. Одно его тревожило: что мамка про корзинку скажет? Потому он честно ей все и обсказал. Мать к ужину грибов с картошкой нажарила, а за столом все же про корзинку потерянную попеняла...

А на утро, чуть свет, к ним в окошко-стук... Мать дверь отворила и с кем-то в сенях заговорила. А потом в избу вошла и на пол поставила... корзину со Степкиными грибами. Говорит: мол, дядька Матвей Лузгин с утра на рыбалку спешил. А возле его баньки корзинка наша с грибами и стоит. Дядька Матвей корзину признал да к ним и принес... Вот и все...

Прямо с утра кинулся Степка к Сашке Лузгину. Ему все обсказал. Ну, а уж потом и всем ребятам повторял. Эти двое ребят, что за Трезоркой глядеть приставлены были, честно за ним следили. Трезор корзины не воровал. Да и с чего бы ему корзину с грибами в чужой двор нести? Прямо чудо в решете!

Матери дома Степка и про Трезора обсказал, и про то, как ребята ему самому грибы давали. Ну, мать и велела: всех парнишек к себе созвать на пироги с грибами. Надо же народ отблагодарить за добро да за выручку...

Целый вечер провели ребятишки у Степки в избе. Пили чай с пирогами, про чудеса сказывали сами. А потом начала бабушка им свои сказки сказывать. Слушали тихо, кажись, не дышали. А Степка в тот день больше всех порадовался: вон, мать какие пироги напекла! А какие бабушка сказки знала!

Через неделю собрались ребята вместе на рыбалку на Дальнее озеро пойти. И пошли. Только, почитай, зазря ноги били да у воды полдня сидели-тужили. Только у Тимошки да у Степки рыбалка не напрасной оказалась: у Тимошки три пескаря, а у Степки два окуня. А у всех других - ни-че-го! А как домой собрались идти - нет рыбы! И у кого? У Тимошки! У Степки лежит на траве, а Тимошкиной - нет нигде! И вправду чудо в решете...

Все обыскали - так и не нашли. Домой усталые и злые шли. А больше всех скорбел Тимошка. У самой деревни остановился Степка и говорит:

- Видать, этот, который со мной балует, нашу рыбу перепутал... Хотел взять у меня, а попалась твоя. Знаешь что, бери мою! У тебя, я знаю, мамка шибко любит рыбку. Правда, у меня не пескари, а окуни - но зато твоих покрупнее. На жаренку хватит!

Тимошка было отказаться хотел, а другие ребята его уговорили. Сказали: мол, у Степки семья большая. Что им два-то окуня? А мамке Тимошкиной и этого хватит. Справедливо же?!

А Федька Воронин предложил назавтра уж на Синее озеро пойти на вечернюю зорьку. Недалеко, и рыбы там больше. Его и Сашка Лузгин поддержал, а Степке он новенькое грузило «за так» отдал.

Наутро следующего дня - снова новость! Теперь - от самого Степки. На столбушке у калиточки его дома нашли младшие братишки рыбу Тимошкину! Трех пескарей. Ну, Степка и снес их ему скорей. Целый день потом разговор про чудо это вели.

Вечером бабушке нездоровилось, оттого она сказок и не сказывала. Зато Степка младших братьев своих на постели собрал, и сам про себя да чудо в решете рассказал. Мальчишки его слушали-слушали, а потом и давай пытать: а кто, мол, чудо это сделал? Кто тогда одежу сырую стащил? Кто корзину унес? Кто чужую рыбу им домой принес?

Так спрашивали, будто Степка все на свете отгадывать умеет. На то оно и чудо в решете, что ответов нет нигде! А вот бабушка с постели тогда сказала:

- Если б чудо не свершилось, то и дружбы не случилось! Я гляжу: у тебя тут друзей - как в Синем озере карасей! Тебя раньше ребятишки за чужака считали, вот в игры свои и не принимали. А теперь ты им свой стал. И всего за месяц? Вот это - чудо в решете!

Нравственный урок.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Один за всех и все за одного.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Как аукнется, так и откликнется.

Друзья познаются в беде.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Воспитание добрых чувств.

Что привело Степку к Федьке Воронину?

Почему так поступил Федька в Степкиной истории?

Как относились ребята к Степке в начале сказки и как в конце? Почему?

Какие добрые поступки позволили ребятам сдружиться? Речевая зарядка.

Как вы понимаете выражения: «как корова языком слизала», «как сквозь землю провалился», «за так отдал»?

«Если б чуда не свершилось, то и дружбы не случилось...»

Почему так сказала бабушка?

Развитие мышления и воображения.

Как можно объяснить выражение «чудо в решете»? При чем тут решето и зачем оно в сказке названо?

Кто мог взять у Степки одежду на берегу, а затем подкинуть узелок в чужой двор?

Куда могли деваться грибы с корзиной из леса?

Откуда появились пескари на Степкином заборе?

Что было бы со Степкой, не случись все эти чудеса?

Сказка и экология.

Сможет ли Степкина лягушка жить в бочке с дождевой водой и почему?

Какие грибы вы встречаете в лесу и какие из них съедобные, а какие нет?

Почему так, получается: стоит кому-нибудь помочь — и этот человек тебе становится желаннее и приятнее?

Сказка развивает руки.

Предложить детям с привлечением родителей создать композиции из природного материала «Лесная поляна» и «Рыбалка на реке». 


РАБОТА С ТЕКСТОМ

Цель: способствовать осмыслению важнейших проблем человеческого общения: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой; делай людям добро — и оно к тебе вернётся; помоги другому — и у тебя самого прибавится друзей; умей делиться; доброта и сердечность рождают понимание, а понимание — друзей.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Вопросы по содержанию.

Где и почему провел свое раннее детство Степка? Почему парнишки в отчем селе Степку сначала не приняли?

Что произошло на озере и почему мама Степке не поверила?

Что доказывает, что парнишки поверили Степкиному рассказу?

Зачем парнишки решили отдать Степке по пять грибов?

Чем Степка отплатил Тимошке за доброту деревенских парнишек?

Как уговорили ребята Тимошку, чтобы тот взял Степкину рыбу себе?

Как объяснил Степка своим младшим братьям «чудо в решете»?

Какими словами объяснила бабушка дружбу Степкину с местными парнишками?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Для работы с этой сказкой целесообразно выбрать коллективную или групповую формы, если основной смысл сказки педагог хочет свести к выработке навыка межличностного общения и взаимопонимания в коллективе, к воспитанию эмоциональной отзывчивости на чужую боль или радость. Эмпатия, то есть сопереживание, доступны не каждому ребенку от рождения, и счастливы те педагоги и родители, которые обнаружили этот дар в ребенке.

Однако и остальным детям надлежит взаимодействовать в человеческом обществе, а значит, научиться сопереживать окружающим людям, даже если этого качества от рождения в ребенке и нет. Осознание необходимости умения сопереживать приходит к ребенку постепенно, под воздействием бесед, опыта взаимодействия и, конечно, с помощью сказок. Последний способ - наиболее безболезненный и доступный для ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Если у ребенка этого возраста не сформировать способность к сопереживанию, то бесполезно родителям в дальнейшем упрекать сына или дочь в черствости, равнодушии и неумении отозваться на чужую боль и беду. Поэтому именно родителям необходимо вовремя выявить отсутствие у ребенка способности к сопереживанию и использовать сказку для восполнения недостатка эмпатии.

Категория: Интересные находки | Добавил: Ujylfr (19.08.2011)
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz