Среда, 24.04.2024, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Азбука чувст [3]
Советы, рекомендации психологов
Памятки, рекомендации [167]
В помощь родителям
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям на заметку » Памятки, рекомендации

Что такое "школьная зрелость"?
МОУ гимназия №1 г. Данкова
http://mougimnazy01.ucoz.ru

     Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе.

     Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год.

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В АДАПТАЦИИ?

     Одной из главных причин специалисты называют несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Более ста лет назад были предприняты попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, «школьную зрелость».

     Это не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с учебой в школе. Недостаточная «школьная зрелость» чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии. Прежде всего это касается психики ребенка. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, то есть восприятия речи.

     Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Очень важны способность снижать на определенное время высокую двигательную активность, умение сохранять рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.


В ЧЕМ ПРОБЛЕМА «НЕЗРЕЛЫХ» ДЕТЕЙ?


     «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться.

     Это связано прежде всего с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.

     Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как
правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше.


С КАКОГО ВОЗРАСТА ИДТИ В ШКОЛУ?


     Специалисты установили, что среди детей шестилетнего возраста количество «незрелых» весьма велико — почти половина. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малыша. В возрасте 6,5 лет количество «незрелых» детей уменьшается до 23-30 процентов, а среди семилетних оно еще ниже — 10-15 процентов.

     Согласно современному законодательству (Санитарные нормы и правила 2.4.2. 576-96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»), ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев.

     Шестилетние дети (до 6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагает всем необходимым для организации обучения таких детей.


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ «ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»?


     Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о готовности ребенка к школе.
     Определение готовности детей к обучению проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад). Такая диагностика — часть углубленного медицинского осмотра детей(плановой диспансеризации).
     Врачи рекомендуют проводить диагностику «школьной зрелости» дважды. Первый раз в октябре — ноябре, почти за год до поступления в школу. Это позволит родителям дошкольников с отставанием в развитии необходимых функций заранее провести коррекцию. Например, ребенок с дефектами речи может позаниматься с логопедом.
     Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его
в логопедическую группу детского сада. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем
выше будет их эффективность.
     Повторная диагностика (в апреле — мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе выполняется далеко не всегда. Однако ситуация не безнадежна. Во-первых, если ваш ребенок посещает детский сад, опытный воспитатель с большой степенью точности может определить проблемы в развитии вашего ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, которые тоже могут помочь.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ОКАЗАЛСЯ «НЕЗРЕЛЫМ»?


     Если ему 6,5 лет — повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, частые обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
     «Незрелость» детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.


М.И. Степанова

Категория: Памятки, рекомендации | Добавил: Ujylfr (11.06.2010)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz